Что означает татуировка круг. Смотреть что такое "Дзен" в других словарях Энергия дзен

Японский круг Энсо - вершина искусства Дзен в своем чистейшем смысле. Оно не было создано профессиональными художниками, но обычными людьми, идущими по пути просветления и пробуждения понимания подлинной природы ума. Энсо отражает их личные переживания и знания о реальности, но не абстрактную философскую доктрину.

Энсо - это изображение круга, обычно выполняющаяся одним круговым мазком кисти. Живопись всегда сопровождается подписью, подразумевающей определенный смысл, включает дополнительные подсказки и уточнения, порой напоминающие традиционный дзенский коан. Как самостоятельное искусство, каллиграфия Энсо стала символом чистоты и силы японской эстетики. В изображении примитивного круга отражается состояние ума художника, передаются характер и процесс его духовной реализации.

История Энсо началась с того, что в 1707 году молодой монах по имени Хакуин увидел деревенского мастера каллиграфии, старого мастера Дзен. Хотя собственная каллиграфия Хакуина возможно выглядела более изысканно вследствие интенсивной практики, увиденное отразилось в душе Хакуина болезненно очевидно. Хакуин понял, что его живопись не отражают внутренней реализации, а несколько лет практики потрачено впустую. Тогда Хакуин сжег свои кисти, удвоил усилия в практике Дзен и серьезно занялся каллиграфией.

Позже Хакуин описал каллиграфию старого мастера Дзен следующей фразой: "Свет добродетели - навык не важен"

Энсо - Круг Дзен: Примеры


От слияния ведического и даосского духовных потоков родилось уникальное течение, отличающееся необычайной живостью, естественностью, красотой и парадоксальностью — дзэн (чань)-буддизм . Другое (официальное) название — Сердце Будды (кит. Фо Синь ); также можно перевести как Ум Будды . Дзэн определяется в системе духовных учений как течение в буддизме традиции Махаяны , принесённое в Китай монахом Бодхидхармой, пришедшим из Индии, и получившее распространение на Дальнем Востоке (Вьетнам, Китай, Корея, Япония). Бодхидхарма обосновался в монастыре Шаолинь , считающемся в наши дни колыбелью китайского чань-буддизма . В историческом отношении дзен является результатом развития двух древних культур: Китая и Индии, и он носит скорее китайский, чем индийский характер. Дзэн (япон. "медитация") — это творческое состояние, наивысшее цветение, чистота и постоянная приподнятость духа, это непрекращающаяся медитация. Вытекает из даосизма, согласно которому основой миропорядка является дао (истинный путь ). Задача ученика дзэн — отыскать этот путь и неукоснительно следовать ему, ибо человек дзэн, куда бы он ни шёл, всегда движется к своему Высшему Я , к Источнику Бытия , к источнику насыщения.

С XII века Дзэн распространился в Японии и получил там поистине творческое развитие. В дальнейшем традиции японского дзэна и китайского чань развивались во многом самостоятельно — и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты. Японский дзэн представлен несколькими школами — Риндзай (кит. Линьцзи ), Сото (кит. Цаодун ) и Обаку (кит. Хуанбо ).

Дзэн — это не религия, не философия и не наука; не предполагает веру в существование какого-либо бога; не занимается проблемой существования бога и, по словам Д.Т. Судзуки , дзен ни теистичен, ни атеистичен. Дзен не ищет смысла жизни, он практичен, лишь описывает условия существования страдания и указывает способ его преодоления. Центральная идея дзен проста и удивительна: каждое существо обладает природой пробуждённого Будды , цель жизни — познание этой природы, познание собственной истинной природы и, следовательно, познание самих себя.

Дзэн родственен даосизму , веданте и йоге . Он удивительно созвучен современной психотерапии и психоанализу , Известный психоаналитик и философ Э. Фромм в своей книге "Дзен-буддизм и психоанализ" писал так: "…дзэн — это искусство погружения в суть человеческого бытия; это путь, ведущий от рабства к свободе; дзэн высвобождает естественную энергию человека; он оберегает человека от безумия и уродования себя; он побуждает человека к реализации своих способностей любить и быть счастливым".

Дзен Буддизм практикует прямое (без чего-либо неестественного и внешнего) вхождение в контакт со своим внутренним миром, т. е. духовное саморазвитие на основе включения потенциала психической активности личности в процессе систематической тренировки ума. Вполне естественно, что многие люди не готовы или не заинтересованы в духовной практике. Но даже если нет сформированного намеренья практиковать дзэн в качестве духовной дисциплины, вы можете привнести ощущение дзэн в свою повседневную жизнь, чтобы стать намного свободнее и счастливее.

Два основных вида регулярной дзэнской практики — это сидячая медитация (дзадзен ) и простой физический труд. Они нацелены на успокоение и объединение ума. Когда ум успокаивается, неведение и беспокойство уменьшаются. Тогда в ясной тишине практикующий способен увидеть свою природу. Однако, сидячая медитация не является тренировкой терпения или чего-либо другого, а есть по сути своей "сидение просто так".

Вообще понятие "просто так", "таковости" (татхата ) действия — одно из основных понятий дзэн-буддизма. Одно из наименований Будды в Буддизме: "Так приходящий" (Татхагата ) — тот, кто приходит и уходит просто так.

Дзадзэн медитация в позе "лотоса " требует, с одной стороны, предельной концентрации сознания, с другой — умения не задумываться ни над одной конкретной проблемой. "Просто сидеть" и, не обращая внимания ни на одну вещь в отдельности, воспринимать все окружающее в целом, до малейших деталей, зная об их наличии так же, как знаешь о наличии собственных ушей, не видя их.

Считается, что дзэну невозможно научить. Можно лишь указать направление пути для достижения личного просветления (сатори) кэнсё . Все люди изначально обладают способностью к просветлению, задача практикующего дзэн состоит лишь в её реализации. Просветление наступает всегда внезапно, как вспышка молнии, оно не знает частей и делений, поэтому его нельзя воспринять постепенно. Японский глагол "сатору" (яп.??) означает "осознавать", и осознать можно лишь с помощью некого "шестого чувства", которое в чань называют "не-ум" (у-синь).

"Не-ум" — это неактивное сознание, не отделяющееся от окружающего мира. Именно такое сознание практикуется в медитации, поэтому медитация так важна в дзэн-буддизме. Нет такой вещи, как просветление, которой можно было бы обладать. Поэтому дзэнские наставники ("мастера ") чаще говорят не "достичь просветления", а "увидеть собственную природу". Просветление — это не состояние. Это способ виденья. Путь к виденью собственной природы — для каждого свой, поскольку каждый находится в своих собственных условиях, со своим багажом опыта и представлений. Поэтому говорят, что в дзэн нет определённого пути, нет одного определённого входа. Эти слова также должны помочь практикующему не подменять свою осознанность механическим выполнением какой-то практики или идеи.

По общебуддийским представлениям, есть три коренных яда, из которых возникают все страдания и заблуждения:

  • неведение о своей природе (замутнённость ума, тупость, замешательство, беспокойство);
  • отвращение (к "неприятному", представление о чём-то как самостоятельном "зле", вообще жёсткие взгляды);
  • привязанность (к приятному — неутолимая жажда, цепляние).

Поэтому пробуждению способствуют:

  • успокоение ума;
  • освобождение от жёстких взглядов;
  • освобождение от привязанностей.

В Дзэн главное внимание на пути достижения сатори уделяется не только (и не столько) Священным Писаниям , и сутрам , а непосредственному постижению реальности на основе интуитивного проникновения в собственную природу (медитация ). Согласно дзэн, любой человек может достигнуть сатори уже в этом воплощении, выйдя из бесконечного цикла рождений и смертей (сансары ). В дзэне есть такое выражение: "Сансара есть нирвана ", которое выражает эту идею о достижимости просветления в любом воплощении.

Четыре ключевых отличия дзэн :

  1. Особое учение без священных текстов.
  2. Отсутствие безусловного авторитета слов и письменных знаков.
  3. Передача с помощью прямого указания на реальность — особым образом от сердца к сердцу.
  4. Необходимость пробуждения через осознание своей собственной истинной природы.

Многие чаньские наставники раннего периода демонстративно сжигали тексты сутр и священные изображения, дабы искоренять в учениках привязанность к букве, образу, символу. Нельзя было даже заговорить о том, чтобы преподавать дзэн, поскольку ему нельзя научить посредством символов. По традиции это особая передача пробуждённого сознания от сердца учителя к сердцу ученика без опоры на письменные знаки — передача иным способом того, что не может быть выражено речью,- "прямым указанием", неким внесловесным способом общения, без которого буддийский опыт никогда не смог бы переходить от поколения к поколению. Сам дзэн есть некая "печать ума (сердца) ", которую не найти в священных писаниях, поскольку она "не основана на буквах и словах".

Уникальным текстовым явлением дзэна являются коаны: притчи-загадки, не имеющие логически обоснованного ответа. Это некий парадокс, абсурдный для обыденного рассудка, который, став объектом созерцания, как бы стимулирует пробуждение, выводит ум слушающего из равновесия привычной, бытовой логики и делает возможным осознание высших ценностей (см. "101 история дзэн ", "Кости и плоть дзэн" и др.).

Дзэн не приемлет крайнего аскетизма: человеческие желания не должны подавляться, но глубоко осознаваться. По сути, ежедневные дела, то, что вам нравится делать, — могут стать медитацией — но с одним условием: целиком присутствовать в том, что делаешь. И ни при каких условиях не отвлекаться от этого — будь то работа, кружка пива, занятия любовью или сон до обеда. Любое увлечение может являться способом постижения своей истинной природы. Это превращает саму жизнь в каждом её проявлении в произведение искусства.

Вся традиция дзэн строится на передаче учения с помощью разных "уловок": любых подручных и, казалось бы, самых неподходящих для этого вещей, светских и других занятий, таких как заваривание чая (чайные церемонии ), театральное представление, игра на флейте, искусство икэбаны , сочинение. То же касается и боевых искусств . Впервые боевые искусства соединились с дзэн в китайском буддийском монастыре Шаолине в качестве развивающей тело гимнастики, а затем ещё и как закаливание духом бесстрашия. Боевые искусства Востока — это именно искусства, способ развития "духовных способностей самурая ", осуществление "Пути" ("дао " или "до "), пути война, меча, стрелы. Бусидо , знаменитый "Путь самурая" — свод правил и норм для "истинного", "идеального" воина разрабатывался в Японии веками и вобрал в себя большинство положений дзэн-буддизма, особенно идеи строгого самоконтроля и безразличия к смерти. В условиях боевой ситуации у воина нет времени на рассуждения, обстановка изменяется настолько быстро, что логический анализ действий противника и планирование своих собственных, неизбежно приведут к поражению. Мысль слишком медленна, чтобы уследить за таким техническим действием, как удар, длящийся доли секунды. Чистое, незамутнённое ненужными мыслями сознание подобно зеркалу отражает любые изменения в окружающем пространстве и позволяет бойцу реагировать спонтанно, ненадуманно. Также очень важно во время поединка отсутствие страха, как и любых других эмоций.

Этика дзен — не относиться к чему-либо ни хорошо, ни плохо. Быть просто наблюдателем, свидетелем.

Эстетика дзэн включает в себя ряд отдельных направлений: сад камней; иайдзюцу и кендзюцу (искусства владения мечом); кюдо (стрельба из лука); каллиграфия; чайная церемония и др.

Влияние дзэн сложно переоценить, современная культура наполнена философией дзен (литература, искусство, кино). Принципы дзен отражены в произведениях Г. Гессе, Дж. Сэлинджера, Дж. Керуака, Р. Желязны, в поэзии Г. Снайдера и А. Гинсберга, в живописи В. Ван Гога и А. Матисса, в музыке Г. Малера и Дж. Кейджа, в философии А. Швейцера, в трудах по психологии К.Г. Юнга и Э. Фромма и мн.мн.др. В 60-х гг. "дзэнский бум" охватил многие американские университеты и придал определённую окраску движению битников.

Влияние дзэна испытали многие психотерапевтические школы — такие как гештальттерапия и сам основатель Фриц Перлс , также известные тренинги, такие как ЭСТ . Джон Энрайт , который многие годы работал в гештальте вместе с Перлсом, в своей книге "Гештальт, ведущий к просветлению" прямо написал, что считает основой целью гештальттерапии именно мини-сатори — достижение особого инсайта или катарсиса, после которого большинство старых проблем растворяются.

Человек в своей жизни очень многое делает бессознательно, автоматически. Словно не живёт, а спит. Нужно внимательно относиться к каждому действию, к каждому мгновению этой жизни, уметь концентрироваться в моменте "здесь и сейчас" и наблюдать. В этом наблюдении открывается истинная красота мира. Жизнь превращается во что-то осмысленное, уникальное и бесконечно прекрасное. Медитировать может каждый. Для этого нужно только желание. Правильная медитация даёт как минимум удивительное ощущение лёгкости, ясности, покоя и обострения чувств. Тому же, кто действительно решил открыть самые глубокие тайны жизни, потребуется усердие и терпение…

Д зен-буддизм - школа буддизма Махаяны, широко распространённая в Китае. Само слово «дзен» происходит от термина «дхьяна», который в йоге и буддизме означает в широком смысле совершенную медитацию, а в более узком - сосредоточение ума на совершенном объекте. Другое название школы дзен-буддизма - «Сердце Будды», или «Буддхахридайя».

Парампара школы дзен-буддизма берёт своё начало от самого Будды Шакьямуни. Он передал это учение одному из своих самых талантливых учеников - Махакашьяпе. В Китай же учение принёс буддийский монах Бодхидхарма в пятом веке нашей эры. Сердцем школы дзен-буддизма считается монастырь Шаолинь. После ухода Бодхидхармы учение дзен-буддизма раскололось на северную и южную школу. Южная также раскололась на пять школ, из которых сегодня сохранились только две: Цаодун и Линьцзи. В седьмом веке дзен-буддизм пришёл в Корею, а в девятом веке дзен-буддизм стал распространяться в Японии.

Дзен-буддизм: основные принципы

Дзен-буддизм отрицает многие буддийские концепции, считая их иллюзорными. К примеру, концепция нирваны не рассматривается всерьёз, потому что Будда не давал чёткого пояснения о том, что это такое, лишь иногда говоря своим ученикам, чем нирвана не является. Поэтому в силу своей практичности дзен-буддизм не уделяет внимания изучению концепций, которые не связаны с конкретными практическими аспектами.

Медитативные практики дзен-буддизма включают в себя медитации с концентрацией на каком-либо объекте или мысли. «Состояние одной мысли» - это основная практика в дзен-буддизме. Точнее, это не совсем практика - это состояние, которого практикующие дзен-буддизма стремятся достичь путём концентрации на объекте медитации. Концентрируясь на каком-либо особенном утверждении, человек эволюционирует по принципу «О чём ты думаешь - тем ты и становишься».

Есть такое психическое расстройство - ипохондрия. Это заболевание, когда человек силой своей мнительности придумывает себе болезнь и настолько себе это внушает, что эта болезнь начинает у него проявляться. Таким образом, можно сделать вывод, что наш ум - мощнейший инструмент, который может нас как воскресить, так и убить. И если дать ему волю, то он может довести нас до полного безумия, а вот если подчинить его себе, - результаты будут просто потрясающими. На этой идее и основаны практики дзен-буддизма.

Школа дзен-буддизма включает в себя четыре базовых аспекта:

  • Передача знания от сердца к сердцу, то есть напрямую, на тонком уровне от учителя к ученику.
  • Отсутствие абсолютной авторитетности текстов. Первичным признаётся лишь опыт и практика.
  • Передача учения несимволическим методом, то есть словами или действиями, которые для непосвящённых будут казаться бессмыслицей.
  • Обретение состояния Будды путём созерцания своего внутреннего мира.

Формально являясь школой и ответвлением классического буддизма Махаяны, дзен-буддизм в корне от него отличается. Школа дзен-буддизма не признаёт авторитетность писаний - дзен-буддизм не опирается на классические буддийские сутры. Первичным в дзен-буддизме считается личный опыт и практика, а философские концепции и различные тексты практически не имеют никакого веса. Известная поговорка «Встретил Будду - убей Будду» относится именно к школе дзен-буддизма. Речь, разумеется, не идёт о призыве к насилию, речь идёт о некой здравой доле нигилизма на духовном пути, то есть о том, что слова любого, даже самого авторитетного, учителя надлежит ставить под сомнение и проверять их на личном опыте. Именно поэтому в дзен-буддизме полностью отсутствует догматизм или какие-то устоявшиеся философские концепции, а само направление считается максимально практичным и эффективным.

В дзен-буддизме последователи следуют таким принципам действия и восприятия реальности:

  • Пребывать в состоянии «здесь и сейчас» - максимально концентрироваться на том, что делаешь в данный момент, а не предаваться пространным размышлениям, фантазиям или беспокойству о прошлом и будущем.
  • Действовать, а не только философствовать, - призывал своих учеников Бодхидхарма, чтобы не уподобляться древним философам, которые много рассуждали, а воз, как говорится, оставался и ныне там.
  • Действовать так, как велит сердце, не подвергая его порывы длительному анализу и бесплодным мудрствованиям.
  • Не напрягаться и не беспокоиться. Мир совершенен, и лишь в силу собственного несовершенства мы видим в нём иллюзорные изъяны. Важно правильно понимать подобную концепцию - речь не идёт о бездействии и праздном образе жизни. Речь о равностном и рациональном восприятии действительности.
  • Нейтральное восприятие происходящего. Все события нейтральны по своей природе, и лишь наш ум делит их на приятные и неприятные.
  • Быть открытым ко всем новому - не превращаться в фанатика и догматика, который убеждён, что уже познал Истину, а все, кто с ним не согласны, априори заблуждаются.

Это общие принципы, которых придерживаются последователи дзен-буддизма. Если подытожить, то в дзен-буддизме три краеугольных камня:

  • Медитация. Концентрация на совершенном объекте - визуализации или мысли, ведёт к успокоению ума, непривязанности, спокойствию и контролю над собой.
  • Радость от процесса действия . Цель всех деяний - радость. Страдания нам причиняет именно то, что мы привязываемся к плодам действий - ожидаем от реальности того или иного результата, а у реальности порой свои планы. Последователи дзен-буддизма учатся получать удовольствие от самого процесса действия, чтобы они ни делали.
  • Состояние «здесь и сейчас». Есть такая шутка: жизнь прекрасна, если не вспоминать прошлое, не думать о будущем и не переживать о настоящем. На самом деле так и есть. Наш ум - источник бесконечного беспокойства. Мы вспоминаем прошлые неприятности, беспокоимся о том, как всё сложится дальше и переживаем о том, что сейчас всё происходит не так, как мы ожидали. Дзен-буддизм предлагает отпустить прошлое - ведь оно уже прошло, равностно относиться к текущим событиям, ведь они все нейтральны по своей природе, и не переживать о будущем, ведь в это самое будущее ещё надо уметь попасть. А ведь можно попасть в такое будущее, в котором просто не будет пугающих вас событий, а можно попасть в такое будущее, в котором уже не будет вас. Поэтому переживания о будущем - самое бессмысленное в мире занятие.

Ценность дзен-буддизма в том, что он максимально практичен. В нём нет никаких странных философских концепций, догм, ритуалов и так далее. Дзен-буддизм основан на простых жизненных истинах, которые каждого могут сделать счастливым и привести к эволюции. Для практики дзен-буддизма вовсе не обязательно на полжизни закрываться в монастыре, эта школа предлагает вполне реальные простые практики, которые может практиковать каждый в условиях мегаполиса и обычной социальной жизни.

Энсо - это обычная окружность, которую рисует дзен-буддистский монах. Он не идеален, в математическом смысле этого слова, но он совершенен - наполнен энергией чистого духа, жизненной силой мастера.

Только человек, находящийся в состоянии полного слияния с существованием, по традиции дзен, способен на это. Многие корпорации берут себе за основу своим логотипом изображение энсо, визуализируя его каждый день, наполняя его предельно лаконичную форму абсолютного своими устремлениями. «Ты достигнешь реализации и узнаешь об этом всем своим существом, когда окажешься в центре абсолютного ничто, в центре бесконечного круга». Тату энсо выражает собой истинную таковость, шпаргалку в облик реальности, в своё первоначальное лицо, настоящий момент времени, здесь и сейчас. Помнить что мир прост и наполнен, находится в равновесии и гармонии, у всего есть конец и начало, под всеми масками есть истинная природа реальности. Суть просветления, с точки зрения психонейроиммунологии, когда человек через свои внутренние состояния (свои эмоции, психологическое отношение, образность и намерения) корректирует свою физиологию, своим эмоциональным состоянием и мироощущением. Слиться с энсо - означает постигнуть суть своего истинного «я».




Мы вскользь упоминали о самостоятельном искусстве полуживописи полукаллиграфии Энсо. Настал момент уделить несколько больше внимания этому важному моменты искусства традиционной японской живописи.

Японский круг Энсо - вершина искусства Дзен в своем чистейшем смысле. Оно не было создано профессиональными художниками, но обычными людьми, идущими по пути просветления и пробуждения понимания подлинной природы ума. Энсо отражает их личные переживания и знания о реальности, но не абстрактную философскую доктрину.

Энсо - это картина круга, обычно выполняющаяся одним круговым мазком кисти. Живопись всегда сопровождается подписью, подразумевающей определенный смысл, включает дополнительные подсказки и уточнения, порой напоминающие традиционный коан. Как самостоятельное искусство, каллиграфия Энсо стала символом чистоты и силы японской эстетики. В изображении примитивного круга отражается состояние ума художника, передаются характер и процесс духовной реализации.

История японского круга началась с того, что в 1707 году молодой монах по имени Хакуин увидел деревенского мастера каллиграфии, старого мастера Дзен. Хотя собственная каллиграфия Хакуина возможно выглядела более изысканно вследствие интенсивной практики, увиденное отразилось в душе Хакуина болезненно очевидно. Хакуин понял, что его живопись не отражают внутренней реализации, а несколько лет практики потрачено впустую. Тогда Хакуин сжег свои кисти, удвоил усилия в практике Дзен и серьезно занялся каллиграфией.

Позже Хакуин описал каллиграфию старого мастера Дзен следующей фразой: "Свет добродетели - навык не важен" .

Хакуин Экаку (1685-1768)

Энсо, или Дзен-круг, является одной из наиболее привлекательных тем Дзен-искусства. Круг сам по себе представляется универсальным символом цельности и завершенности, повествует о циклическом характере бытия, а также является визуальным проявлением содержания Сутры Сердца: "форма и есть пустота, пустота и есть форма" . Поэтому в картинах круга можно увидеть, что пустота и форма взаимозависимы и, по сути, определяют друг друга.

Ямада Рейрин (1970)

Пожалуй, наиболее простым из приведенных здесь примеров является живопись и подпись к ней Ямада Рейрин (умер в 1970-х): "Круг подобен Вселенной!"

Ранзан Сёрю (1718-1797)

Самый ранний пример картины Энсо кисти Ранзана Сёрю приведен на иллюстрации. Подпись гласит: "Вселенная замедляется; я склоняю голову" .

Тоя (1960)

Не все произведения созданы известными людьми. Нет никаких упоминаний о жизни человека, создавшего картину, изображенную на иллюстрации 3. Известны лишь его имя и возраст (указаны в подписи на картине): "Все мудрецы из десяти направлений нашли это! Нарисовано 76-ти летним парнем Тоя, ранее Синкутсудзи."

Канкей Дзёмин (1876-1934)

Один из методов медитации - просто сидеть и наблюдать за своими мыслями, а затем, после исчезновения мыслей, созерцать пустоту и тишину ума. Возможно, именно это хотел сказать Канкей Дзёмин: "Пробудить сознание, не давая ему обустроиться в другом месте" .

Манней (1790-1860)

Энсо иногда представляет форму Луны, как и картина Маннея использует ее образ: "Кто может сказать, что мое сердце подобно Осенней Луне?" .

Дзенские картины круга создаются как некий тип воплощения медитации в движении. Отсюда, в отличие от обыкновенных художников, стремящихся к разнообразию колористики и оригинальности композиции, художники Дзен обращаются к единственному образу снова и снова, используя один и тот же шаблон мазка кисти. Однако все круги друг от друга отличаются. Нет ни одного похожего. Их невозможно подделать.

Обезьяна Тайкю (1945)

Картина Тайкю (6) изображает обезьяну, пытающуюся поймать отражение Луны в воде. В самом низу художник поместил почти микроскопический Энсо как символ Луны. Подпись гласит: "Обезьяна ищет Луну в воде, преследуя ее, не переставая, до самой смерти. Если вместо этого она погрузит в воду руку, чистый свет Луны озарит Вселенную" .

Нантембо (1839-1925)

Энсо чаще всего рисуются пустыми внутри. Из-за это на двух последних картинах смысл кажется еще более усиленным. Надпись в круге Нантембо: "Мы рождаемся во вращающемся круге жизни. Сердце человека должно быть наполненным".

Айсан Синко (1740-1815)

Энсо Айсан Синко содержит внутри символ сердца. Подпись: "Оставайтесь сосредоточенными здесь и сейчас, тогда ничто не сможет нарушить покой" .

Искусство Дзен сочетает слова и картинки, давая созерцателю намек на глубинный смысл. Цитата из опыта просветления Омори Роси дает дополнительные подсказки о реальном значении символизма Энсо:

"В нужное время, Ты сможешь прорваться к состоянию небытия. Ты достигнешь реализации и узнаешь об этом всем своим существом, когда окажешься в центре абсолютного ничто, в центре бесконечного круга. Но чтобы пребывать в центре бесконечного круга в человеческой форме, необходимо быть самим Буддой".

В живописи суми-э круги Энсо могут быть нарисованы двумя способами: как замкнутая окружность или в виде окружности с небольшим разрывом. Замкнутая окружность являет собой завершенную целостную совокупность опыта и жизни. Разорванная окружность указывает на несовершенство всех вещей, и мы должны прекратить стремление к совершенству.

Рисование начинается с легкого надавливания в "точке неподвижности". Далее, поворачивая запястье, кисть плотно прижимается к бумаге. Нажим кисти уменьшается в форме конической точки в конце Энсо.

Рисование картин Энсо дает замечательную возможность увидеть себя в конкретный момент, проявить, сделать явными, визуализировать некоторые черты своего характера.

Последние материалы раздела:

Волшебная сила росы: как собирать росу и как использовать ее в магии и цельтельстве Как правильно потреблять воду находясь в пути
Волшебная сила росы: как собирать росу и как использовать ее в магии и цельтельстве Как правильно потреблять воду находясь в пути

| АСТРОЛОГИЯ | МАТЕРИАЛЫ | ЛАБОРАТОРИЯ | ПРАКТИКА | СТАТЬИ «Роса. Капельки воды, образующиеся на поверхности земли, растениях,...

Сонник снег, к чему снится снег во сне Толкование сновидений снег
Сонник снег, к чему снится снег во сне Толкование сновидений снег

Сонник: Сонник Дениз Линн (краткий) Сонник Снег Очищение.Чистота. Девственность. Чистое начало; новый взгляд на мир; новые начинания. Сонник:...

Интересные факты и приметы про високосный год Покупка машины в високосный год
Интересные факты и приметы про високосный год Покупка машины в високосный год

Что такое високосный год? По календарю Юлия Цезаря и римского папы Григория восьмого - год, который состоит из 366 дней, на один день больше...