Восточный лунный календарь. Восточный (китайский) календарь Восточный лунно солнечно планетный 60 летний календарь

Методика проведения 5 урока
"Время и календарь"

Цель урока: формирование системы понятий практической астрометрии о методах и инструментах измерения, счета и хранения времени.

Задачи обучения:
Общеобразовательные
: формирование понятий:

Практической астрометрии о: 1) астрономических способах, инструментах и единицах измерения, счета и хранения времени, календарях и летоисчислении; 2) определении географических координат (долготы) местности по данным астрометрических наблюдений;

О космических явлениях: обращении Земли вокруг Солнца, обращении Луны вокруг Земли и вращении Земли вокруг своей оси и об их следствиях - небесных явлениях: восходе, заходе, суточном и годичном видимом движении и кульминациях светил (Солнца, Луны и звезд), смене фаз Луны.

Воспитательные: формирование научного мировоззрения и атеистическое воспитание в ходе знакомства с историей человеческого познания, с основными типами календарей и системами летоисчисления; развенчание суеверий, связанных с понятиями "високосный год" и переводом дат юлианского и григорианского календарей; политехническое и трудовое воспитание при изложении материала о приборах для измерения и хранения времени (часах), календарях и системах летоисчисления и о практических способах применения астрометрических знаний.

Развивающие: формирование умений: решать задачи на расчет времени и дат летоисчисления и перевод времени из одной системы хранения и счета в другую; выполнять упражнения на применение основных формул практической астрометрии; применять подвижную карту звездного неба, справочники и Астрономический календарь для определения положения и условий видимости небесных светил и протекания небесных явлений; определять географические координаты (долготу) местности по данным астрономических наблюдений.

Ученики должны знать:

1) причины повседневно наблюдаемых небесных явлений, порожденных обращением Луны вокруг Земли (смена фаз Луны, видимое движение Луны по небесной сфере);
2) связь продолжительности отдельных космических и небесных явлений с единицами и способами измерения, счета и хранения времени и календарями;
3) единицы измерения времени: эфемеридная секунда; сутки (звездные, истинные и средние солнечные); неделя; месяц (синодический и сидерический); год (звездный и тропический);
4) формулы, выражающие связь времен: всемирного, декретного, местного, летнего;
5) инструменты и способы измерения времени: основные типы часов (солнечные, водяные, огненные, механические, кварцевые, электронные) и правила их использования для измерения и хранения времени;
6) основные типы календарей: лунный, лунно-солнечный, солнечный (юлианский и григорианский) и основы летоисчисления;
7) основные понятия практической астрометрии: принципы определения времени и географических координат местности по данным астрономических наблюдений.
8) астрономические величины: географические координаты родного города; единицы измерения времени: эфемероидную секунду; сутки (звездные и средние солнечные); месяц (синодический и сидерический); год (тропический) и продолжительность года в основных типах календарей (лунном, лунно-солнечном, солнечном юлианском и григорианском); номера часового пояса Москвы и родного города.

Ученики должны уметь :

1) Использовать обобщенный план для изучения космических и небесных явлений.
2) Ориентироваться на местности по Луне.
3) Решать задачи, связанные с переводом единиц измерения времени из одной системы счета в другую по формулам, выражающим связь: а) между звездным и средним солнечным временем; б) Всемирного, декретного, местного, летнего времени и используя карту часовых поясов; в) между различными системами летоисчисления.
4) Решать задачи на определение географических координат места и времени наблюдения.

Наглядные пособия и демонстрации:

Фрагменты кинофильма"Практические применения астрономии".

Фрагменты диафильмов "Видимое движение небесных светил"; "Развитие представлений о Вселенной"; "Как астрономия опровергла религиозные представления о Вселенной".

Приборы и инструменты: географический глобус; карта часовых поясов; гномон и экваториальные солнечные часы, песочные часы, водяные часы (с равномерной и неравномерной шкалой); свеча с делениями как модель огненных часов, механические, кварцевые и электронные часы.

Рисунки, схемы, фотографии: смены фаз Луны, внутреннего устройства и принципа действия механических (маятниковых и пружинных), кварцевых и электронные часов, атомного стандарта времени.

Задание на дом:

1. Изучить материала учебников:
Б.А. Воронцов-Вельяминова : §§ 6 (1), 7.
Е.П. Левитана
: § 6; задания 1, 4, 7
А.В. Засова, Э.В. Кононовича
: §§ 4(1); 6; упражнение 6.6 (2,3)

2. Выполнить задания из сборника задач Воронцова-Вельяминова Б.А. : 113; 115; 124; 125.

План урока

Этапы урока

Методы изложения

Время, мин

Проверка знаний и актуализация

Фронтальный опрос, беседа

Формирование понятий о времени, единицах измерения и счета времени, основанных на продолжительности космических явлений, связи между различными "временами" и часовых поясах

Лекция

7-10

Знакомство учащихся с методами определении географической долготы местности по данным астрономических наблюдений

Беседа, лекция

10-12

Формирование понятий об инструментах для измерения, счета и хранения времени – часах и об атомном эталоне времени

Лекция

7-10

Формирование понятий об основных типах календарей и систем летоисчисления

Лекция, беседа

7-10

Решение задач

Работа у доски, самостоятельное решение задач в тетради

Обобщение пройденного материала, подведение итогов урока, домашнее задание

Методика изложения материала

В начале урока следует провести проверку знаний, приобретенных на трех предыдущих уроках, актуализируя предназначенный к изучению материал вопросами и заданиями в ходе фронтального опроса и беседы с учащимися. Часть учеников выполняет программированные задания, решая задачи, связанные с применением подвижной карты звездного неба (аналогичные задачам заданий 1-3).

Ряд вопросов о причинах небесных явлений, основных линиях и точках небесной сферы, созвездиях, условиях видимости светил и т.д. совпадает с вопросами, задававшимися в начале прошлых уроков. Они дополняются вопросами:

1. Определите понятия "блеск светила" и "звездная величина". Что вы знаете о шкале звездных величин? От чего зависит блеск звезд? Запишите на доске формулу Погсона.

2. Что вы знаете о системе горизонтальных небесных координат? Для чего она применяются? Какие плоскости и линии являются основными в этой системе? Что такое: высота светила? Зенитное расстояние светила? Азимут светила? В чем преимущества и недостатки этой системы небесных координат?

3. Что вы знаете о I экваториальной системе небесных координат? Для чего она применяются? Какие плоскости и линии являются основными в этой системе? Что такое: склонение светила? Полярное расстояние? Часовой угол светила? В чем преимущества и недостатки этой системы небесных координат?

4. Что вы знаете о II экваториальной системе небесных координат? Для чего она применяются? Какие плоскости и линии являются основными в этой системе? Что такое прямое восхождение светила? В чем преимущества и недостатки этой системы небесных координат?

1) Как ориентироваться на местности по Солнцу? По Полярной звезде?
2) Как определить географическую широту местности из астрономических наблюдений?

Соответствующие программируемые задания:

1) Сборник задач Г.П. Субботина , задания NN 46-47; 54-56; 71-72.
2) Сборник задач Е.П. Разбитной , задания NN 4-1; 5-1; 5-6; 5-7.
3) Страут Е.К. : проверочные работы NN 1-2 темы "Практические основы астрономии" (преобразуются в программируемые в результате работы учителя).

На первом этапе урока в форме лекции осуществляется формирование понятий о времени, единицах измерения и счета времени, основанных на продолжительности космических явлений (вращении Земли вокруг своей оси, обращения Луны вокруг Земли и обращения Луны вокруг Солнца), связи между различными "временами" и часовых поясах. Мы считаем необходимым дать ученикам общее понятие о звездном времени.

Нужно обратить внимание учеников:

1. Продолжительность суток и года зависит от того, в какой системе отсчета рассматривается движение Земли (связана ли она с неподвижными звездами, Солнцем и т.д.). Выбор системы отсчета отражается в названии единицы счета времени.

2. Продолжительность единиц счета времени связана с условиями видимости (кульминациями) небесных светил.

3. Введение атомного стандарта времени в науке было обусловлено неравномерностью вращения Земли, обнаруженной при повышении точности часов.

4. Введение поясного времени обусловлено необходимостью согласования хозяйственных мероприятий на территории, определяемой границами часовых поясов. Широко распространенной бытовой ошибкой является отождествление местного времени с декретным временем.

1. Время. Единицы измерения и счета времени

Время - основная физическая величина, характеризующая последовательную смену явлений и состояний материи, длительность их бытия.

Исторически все основные и производные единицы измерения времени определяются на основе астрономических наблюдений за протеканием небесных явлений, обусловленных: вращением Земли вокруг своей оси, вращением Луны вокруг Земли и вращением Земли вокруг Солнца. Для измерения и счета времени в астрометрии пользуются разными системами отсчета, связанными с теми или иными небесными светилами или определенными точками небесной сферы. Наибольшее распространение получили:

1. "Звездное " время, связанное с перемещением звезд на небесной сфере. Измеряется часовым углом точки весеннего равноденствия: S = t ^ ; t = S - a

2. "Солнечное " время, связанное: с видимым движением центра диска Солнца по эклиптике (истинное солнечное время) или движением "среднего Солнца" - воображаемой точки, равномерно перемещающейся по небесному экватору за тот же промежуток времени, что и истинное Солнце (среднее солнечное время).

С введением в 1967 году атомного стандарта времени и Международной системы СИ в физике используется атомная секунда.

Секунда - физическая величина, численно равная 9192631770 периодам излучения, соответствующего переходу между сверхтонкими уровнями основного состояния атома цезия-133.

Все вышеописанные "времена" согласуются между собой путем специальных расчетов. В повседневной жизни используется среднее солнечное время.

Определение точного времени, его хранение и передача по радио составляют работу Службы Времени, которая существует во всех развитых странах мира, в том числе и в России.

Основной единицей звездного, истинного и среднего солнечного времени являются сутки. Звездные, средние солнечные и иные секунды мы получаем делением соответствующих суток на 86400 (24 h´ 60 m´ 60 s).

Сутки стали первой единицей измерения времени свыше 50000 лет назад.

Сутки - промежуток времени, в течение которого Земля делает один полный оборот вокруг своей оси относительно какого-либо ориентира.

Звездные сутки - период вращения Земли вокруг своей оси относительно неподвижных звезд, определяется как промежуток времени между двумя последовательными верхними кульминациями точки весеннего равноденствия.

Истинные солнечные сутки - период вращения Земли вокруг своей оси относительно центра диска Солнца, определяемый как промежуток времени между двумя последовательными одноименными кульминациями центра диска Солнца.

Ввиду того, что эклиптика наклонена к небесному экватору под углом 23њ 26¢ , а Земля вращается вокруг Солнца по эллиптической (слегка вытянутой) орбите, скорость видимого движения Солнца по небесной сфере и, следовательно, продолжительность истинных солнечных суток будет постоянно изменяться на протяжении года: наиболее быстро вблизи точек равноденствий (март, сентябрь), наиболее медленно вблизи точек солнцестояний (июнь, январь).

Для упрощения расчетов времени в астрономии введено понятие средних солнечных суток - периода вращения Земли вокруг своей оси относительно "среднего Солнца".

Средние солнечные сутки определяются как промежуток времени между двумя последовательными одноименными кульминациями "среднего Солнца".

Средние солнечные сутки на 3 m 55,009 s короче звездных суток.

24 h 00 m 00 s звездного времени равны 23 h 56 m 4,09 s среднего солнечного времени.

Для определенности теоретических расчетов принята эфемеридная (табличная) секунда, равная средней солнечной секунде 0 января 1900 года в 12 часов равнотекущего времени, не связанного с вращением Земли. Около 35000 лет назад люди обратили внимание на периодическое изменение вида Луны - смену лунных фаз. Фаза Ф небесного светила (Луны, планеты и т.д.) определяется отношением наибольшей ширины освещенной части диска к его диаметру D : . Линия терминатора разделяет темную и светлую часть диска светила.

Рис. 32. Смена фаз Луны

Луна движется вокруг Земли в ту же сторону, в какую Земля вращается вокруг своей оси: с запада на восток. Отображением этого движения является видимое перемещение Луны на фоне звезд навстречу вращению неба. Каждые сутки Луна смещается к востоку на 13њ относительно звезд и за 27,3 суток совершает полный круг. Так была установлена вторая после суток мера времени - месяц (рис. 32).

Сидерический (звездный) лунный месяц - период времени, в течение которого Луна совершает один полный оборот вокруг Земли относительно неподвижных звезд. Равен 27 d 07 h 43 m 11,47 s .

Синодический (календарный) лунный месяц - промежуток времени между двумя одноименными последовательными фазами (обычно новолуниями) Луны. Равен 29 d 12 h 44 m 2,78 s .

Рис. 33. Способы ориентации на
местности по Луне

Совокупность явлений видимого движения Луны на фоне звезд и смены фаз Луны позволяет ориентироваться по Луне на местности (рис. 33). Луна появляется узеньким серпиком на западе и исчезает в лучах утренней зари таким же узким серпом на востоке. Мысленно приставим слева к лунному серпу прямую линию. Мы можем прочесть на небе либо букву "Р" - "растет", "рога" месяца повернуты влево - месяц виден на западе; либо букву "С" - "стареет", "рога" месяца повернуты вправо - месяц виден на востоке. В полнолуние Луна в полночь видна на юге.

В результате наблюдений за изменением положения Солнца над горизонтом в течение многих месяцев возникла третья мера времени - год .

Год - промежуток времени, в течение которого Земля делает один полный оборот вокруг Солнца относительно какого-либо ориентира (точки).

Звездный год - сидерический (звездный) период обращения Земли вокруг Солнца, равный 365,256320... средних солнечных суток.

Аномалистический год - промежуток времени между двумя последовательными прохождениями среднего Солнца через точку своей орбиты (обычно, перигелий), равен 365,259641... средних солнечных суток.

Тропический год - промежуток времени между двумя последовательными прохождениями среднего Солнца через точку весеннего равноденствия, равный 365,2422... средних солнечных суток или 365 d 05 h 48 m 46,1 s .

Всемирное время определяется как местное среднее солнечное время на нулевом (Гринвичском) меридиане.

Поверхность Земли разбита на 24 участка, ограниченных меридианами - часовые пояса . Нулевой часовой пояс расположен симметрично относительно нулевого (гринвичского) меридиана. Нумерация поясов дается от 0 до 23 с запада на восток. Реальные границы поясов совмещены с административными границами районов, областей или государств. Центральные меридианы часовых поясов отстоят друг от друга ровно на 15њ (1 час), поэтому при переходе из одного часового пояса в другой время изменяется на целое число часов, а число минут и секунд не изменяется. Новые календарные сутки (и Новый год) начинаются на линии перемены даты (демаркационной линии ), проходящей в основном по меридиану 180њ восточной долготы вблизи северо-восточной границы Российской Федерации. Западнее линии перемены дат число месяца всегда на единицу больше, нежели к востоку от нее. При пересечении этой линии с запада на восток календарное число уменьшается на единицу, а при пересечении линии с востока на запад календарное число увеличивается на единицу, что исключает ошибку в счете времени при кругосветных путешествиях и перемещениях людей из Восточного в Западное полушария Земли.

Поясное время определяется по формуле:
T n = T 0 + n
, где Т 0 - всемирное время; n - номер часового пояса.

Декретное время - поясное время, измененное на целое число часов правительственным распоряжением. Для России равно поясному, плюс 1 час.

Московское время - декретное время второго часового пояса (плюс 1 час):
Tм = T 0 + 3
(часа).

Летнее время - декретное поясное время, изменяемое дополнительно на плюс 1 час по правительственному распоряжению на период летнего времени с целью экономии энергоресурсов.

Вследствие вращения Земли разность между моментами наступления полдня или кульминаций звезд с известными экваториальными координатами в 2 пунктах равна разности географических долгот пунктов, что дает возможность определения долготы данного пункта из астрономических наблюдений Солнца и других светил и, наоборот, местного времени в любом пункте с известной долготой.

Географическая долгота местности отсчитывается к востоку от "нулевого" (гринвичского) меридиана и численно равна промежутку времени между одноименными кульминациями одного и того же светила на гринвичском меридиане и в пункте наблюдения: , где S - звездное время в точке с данной географической широтой, S 0 - звездное время на нулевом меридиане. Выражается в градусах или часах, минутах и секундах.

Чтобы определить географическую долготу местности, необходимо определить момент кульминации какого-либо светила (обычно Солнца) с известными экваториальными координатами. Переведя с помощью специальных таблиц или калькулятора время наблюдений из среднего солнечного в звездное и зная по справочнику время кульминации этого светила на гринвичском меридиане, мы без труда определим долготу местности. Единственную сложность вычислений составляет точный перевод единиц времени из одной системы в другую. Момент кульминации можно не "караулить": достаточно определить высоту (зенитное расстояние) светила в любой точно зафиксированный момент времени, но вычисления будут довольно сложными.

На втором этапе урока ученики знакомятся с приборами для измерения, хранения и счета времени – часами. Показания часов служат эталоном, с которым можно сравнивать промежутки времени. Следует внимание учащихся на то, что необходимость в точном определении моментов и промежутков времени стимулировала развитие астрономии и физики: вплоть до середины ХХ века астрономические способы измерения, хранения времени и эталоны времени лежали в основе мировой Службы Времени. Точность хода часов контролировалась астрономическими наблюдениями. В настоящее время развитие физики привело к созданию более точных способов определения и эталонов времени, которые стали использоваться астрономами для исследования явлений, лежавших в основе прежних способов измерения времени.

Материал излагается в виде лекции, сопровождаемой демонстрациями принципа действия и внутреннего устройства часов различного типа.

2. Приборы для измерения и хранения времени

Еще в Древнем Вавилоне солнечные сутки были разделены на 24 часа (360њ : 24 = 15њ ). Позднее каждый час был разделен на 60 минут, а каждая минута на 60 секунд.

Первыми приборами для измерения времени были солнечные часы. Простейшие солнечные часы - гномон - представляют собой вертикальный шест в центре горизонтальной площадки с делениями (рис. 34). Тень от гномона описывает сложную кривую, зависящую от высоты Солнца и меняющуюся день ото дня в зависимости от положения Солнца на эклиптике, скорость движения тени тоже меняется. Солнечные часы не требуют завода, не останавливаются и всегда идут правильно. наклонив площадку так, чтобы шест от гномона был нацелен на полюс мира, мы получим экваториальные солнечные часы, в которых скорость движения тени равномерна (рис. 35).

Рис. 34. Горизонтальные солнечные часы. Углы, соответствующие каждому часу, имеют различную величину и рассчитываются по формуле:, где a - угол между полуденной линией (проекцией небесного меридиана на горизонтальную поверхность) и направлением на числа 6, 8, 10..., указывающих часы; j - широта места; h - часовой угол Солнца (15њ , 30њ , 45њ )

Рис. 35. Экваториальные солнечные часы. Каждому часу на циферблате соответствует угол в 15њ

Для измерения времени в ночное время и в ненастье изобретены песочные, огненные и водяные часы.

Песочные часы отличаются простотой конструкции и точностью, но громоздки и "заводятся" лишь на короткое время.

Огненные часы представляют собой спираль или палочку из горючего вещества с нанесенными делениями. В Древнем Китае создавались смеси, горящие месяцами без постоянного присмотра. Недостатки этих часов: низкая точность хода (зависимость скорости горения от состава вещества и погоды) и сложность изготовления (рис. 36).

Водяные часы (клепсидры) применялись во всех странах Древнего мира (рис. 37 а, б).

Механические часы с гирями и колесами были изобретены в Х-XI веках. В России первые башенные механические часы были установлены в московском Кремле в 1404 году монахом Лазарем Сорбиным. Маятниковые часы изобрел в 1657 году голландский физик и астроном Х. Гюйгенс. Механические часы с пружиной изобрели в XVIII веке. В 30-е годы нашего века изобрели кварцевые часы. В 1954 году в СССР возникла идея создания атомных часов - "Государственного первичного эталона времени и частоты". Они были установлены в научно-исследовательском институте под Москвой и давали случайную ошибку в 1 секунду раз в 500000 лет.

Еще более точный атомный (оптический) стандарт времени был создан в СССР 1978 году. Ошибка в 1 секунду происходит раз в 10000000 лет!

С помощью этих и многих других современных физических приборов удалось с очень высокой точностью определить значения основных и производных единиц измерения времени. Были уточнены многие характеристики видимого и истинного движения космических тел, открыты новые космические явления, в том числе изменения в скорости вращения Земли вокруг своей оси на 0,01-1 секунду в течение года.

3. Календари. Летоисчисление

Календарь - непрерывная система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности явлений природы, особенно отчетливо проявляющейся в небесных явлениях (движении небесных светил). С календарем неразрывно связана вся многовековая история человеческой культуры.

Потребность в календарях возникла в такой глубокой древности, когда человек не умел еще читать и писать. Календари определяли наступление весны, лета, осени и зимы, периоды цветения растений, созревания плодов, сбора лекарственных трав, изменений в поведении и жизни животных, изменения погоды, время земледельческих работ и многое другое. Календари отвечают на вопросы: "Какое сегодня число?", "Какой день недели?", "Когда произошло то или иное событие?" и позволяют регулировать и планировать жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Выделяют три основных типы календарей:

1. Лунный календарь , в основе которого лежит синодический лунный месяц продолжительностью 29,5 средних солнечных суток. Возник свыше 30000 лет назад. Лунный год календаря содержит 354 (355) суток (на 11,25 суток короче солнечного) и делится на 12 месяцев по 30 (нечетные) и 29 (четные) суток в каждом (в мусульманском календаре они называются: мухаррам, сафар, раби аль-авваль, раби ас-сани, джумада аль-уля, джумада аль-ахира, раджаб, шаабан, рамадан, шавваль, зуль-каада, зуль-хиджжра). Поскольку календарный месяц на 0,0306 суток короче синодического и за 30 лет разница между ними достигает 11 суток, в арабском лунном календаре в каждом 30-летнем цикле насчитывается 19 "простых" лет по 354 суток и 11 "високосных" по 355 суток (2-й, 5-й, 7-й, 10-й, 13-й, 16-й, 18-й, 21-й, 24-й, 26-й, 29-й годы каждого цикла). Турецкий лунный календарь менее точен: в его 8 –летнем цикле 5 "простых" и 3 "високосных" года. Новогодняя дата не фиксируется (медленно перемещается из года в год): так, 1421 год хиджжры начался 6 апреля 2000 г. и закончится 25 марта 2001 года. Лунный календарь принят в качестве религиозного и государственного в мусульманских государствах Афганистане, Ираке, Иране, Пакистане, ОАР и других. Для планирования и регулирования хозяйственной деятельности параллельно применяются солнечный и лунно-солнечный календари.

2. Солнечный календарь , в основу которого положен тропический год. Возник свыше 6000 лет назад. В настоящее время принят в качестве мирового календаря.

Юлианский солнечный календарь "старого стиля" содержит 365,25 суток. Разработан александрийским астрономом Созигеном, введен императором Юлием Цезарем в Древнем Риме в 46 г. до н.э. и распространился затем по всему миру. На Руси был принят в 988 г. н.э. В юлианском календаре продолжительность года определяется в 365,25 суток; три "простых" года насчитывают по 365 суток, один високосный - 366 суток. В году 12 месяцев по 30 и 31 день каждый (кроме февраля). Юлианский год отстает от тропического на 11 минут 13,9 секунды в год. За 1500 лет его применения накопилась ошибка в 10 суток.

В григорианском солнечном календаре "нового стиля" продолжительность года составляет 365, 242500 суток. В 1582 году юлианский календарь по указу Папы Римского Григория XIII был реформирован в соответствие с проектом итальянского математика Луиджи Лилио Гаралли (1520-1576 гг.). Счет дней передвинули на 10 суток вперед и условились каждое столетие, не делящееся на 4 без остатка: 1700, 1800, 1900, 2100 и т. д. не считать високосным. Тем самым исправляется ошибка в 3 суток за каждые 400 лет. Ошибка в 1 сутки "набегает" за 2735 лет. Новые столетия и тысячелетия начинаются с 1 января "первого" года данного столетия и тысячелетия: так, XXI век и III тысячелетие нашей эры (н.э.) начнется 1 января 2001 года по григорианскому календарю.

В нашей стране до революции применялся юлианский календарь "старого стиля", ошибка которого к 1917 году составляла 13 суток. В 1918 году в стране был введен принятый во всем мире григорианский календарь "нового стиля" и все даты сдвинулись на 13 суток вперед.

Перевод дат юлианского календаря на григорианский календарь осуществляется по формуле: , где Т Г и Т Ю – даты по григорианскому и юлианскому календарю; n – целое число дней, С – число полных прошедших столетий, С 1 - ближайшее число столетий, кратное четырем.

Другими разновидностями солнечных календарей являются:

Персидский календарь, определявший продолжительность тропического года в 365,24242 суток; 33-летний цикл включает в себя 25 "простых" и 8 "високосных" лет. Значительно точнее григорианского: ошибка в 1 год "набегает" за 4500 лет. Разработан Омаром Хайямом в 1079 году; применялся на территории Персии и ряда других государств до середины XIX века.

Коптский календарь похож на юлианский: в году насчитывается 12 месяцев по 30 суток; после 12 месяца в "простом" году добавляется 5, в "високосном" – 6 дополнительных дней. Используется в Эфиопии и некоторых других государствах (Египет, Судан, Турция и т.д.) на территории проживания коптов.

3. Лунно-солнечный календарь , в котором движение Луны согласовывается с годичным движением Солнца. Год состоит из 12 лунных месяцев по 29 и по 30 суток в каждом, к которым для учета движения Солнца периодически добавляются "високосные" годы, содержащие дополнительный 13-й месяц. В результате "простые" годы продолжаются 353, 354, 355 суток, а "високосные" - 383, 384 или 385 суток. Возник в начале I тысячелетия до н.э., применялся в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, Иудее, Греции, Риме. В настоящее время принят в Израиле (начало года приходится на разные дни между 6 сентября и 5 октября) и применяется, наряду с государственным, в странах Юго-Восточной Азии (Вьетнаме, Китае и т.д.).

Помимо вышеописанных основных типов календарей были созданы и в некоторых регионах Земли до сих пор применяются календари, учитывающие видимое движение планет на небесной сфере.

Восточный лунно-солнечно-планетный 60-летний календарь основан на периодичности движения Солнца, Луны и планет Юпитера и Сатурна. Возник в начале II тысячелетия до н.э. в Восточной и Юго-Восточной Азии. В настоящее время используется в Китае, Корее, Монголии, Японии и некоторых других странах данного региона.

В 60-летнем цикле современного восточного календаря насчитывается 21912 суток (в первых 12-ти годах содержится 4371 суток; во вторых и четвертых – 4400 и 4401суток; в третьих и в пятых – 4370 суток). В этот промежуток времени укладывается два 30-летних цикла Сатурна (равных сидерическим периодам его обращения Т Сатурна = 29,46 » 30 лет), приблизительно три 19-летних лунно-солнечных цикла, пять 12-летних циклов Юпитера (равных сидерическим периодам его обращения Т Юпитера = 11,86 » 12 лет) и пять 12-летних лунных циклов. Количество дней в году непостоянно и может составлять в "простые" годы 353, 354, 355 суток, в високосные 383, 384, 385 суток. Начало года в разных государствах приходится на различные даты с 13 января по 24 февраля. Текущий 60-летний цикл начался в 1984 году. Данные о сочетании знаков восточного календаря приведены в Приложении.

Центральноамериканский календарь культур индейцев майя и ацтеков применялся в период около 300–1530 гг. н.э. Основан на периодичности движения Солнца, Луны и синодических периодов обращения планет Венеры (584 d) и Марса (780 d). "Длинный" год продолжительностью 360 (365) суток состоял из 18 месяцев по 20 суток в каждом и 5 праздничных дней. Параллельно в культурно-религиозных целях использовался "короткий год" из 260 суток (1/3 синодического периода обращения Марса) делился на 13 месяцев по 20 суток в каждом; "номерные" недели состояли из 13 дней, имевших свой номер и название. Продолжительность тропического года была определена с высочайшей точностью в 365,2420 d (ошибка в 1 сутки на накапливается за 5000 лет!); лунного синодического месяца – 29,53059 d .

К началу ХХ века рост международных научных, технических и культурно-экономических связей обусловил необходимость создания единого, простого и точного Всемирного календаря. Существующие календари имеют многочисленные недостатки в виде: недостаточного соответствия продолжительности тропического года и датам астрономических явлений, связанных с движением Солнца по небесной сфере, неравной и непостоянной продолжительности месяцев, несогласованности чисел месяца и дней недели, несоответствия их названий положению в календаре и т.д. Неточности современного календаря проявляются

Идеальный вечный календарь обладает неизменной структурой, позволяющей быстро и однозначно определять дни недели по любой календарной дате летоисчисления. Одним из наилучших проектов вечных календарей был рекомендован к рассмотрению Генеральной Ассамблеей ООН в 1954 году: при схожести с григорианским календарем он был проще и удобнее. Тропический год делится на 4 квартала по 91 сутки (13 недель). Каждый квартал начинается с воскресения и кончается субботой; состоит из 3 месяцев, в первом месяце 31 сутки, во втором и третьем – 30 суток. В каждом месяце 26 рабочих дней. Первый день года всегда воскресение. Данные по этому проекту приведены в Приложении. Он оказался не реализован по религиозным соображениям. Введение единого Всемирного вечного календаря остается одной из проблем современности.

Начальная дата и последующая система летоисчисления называются эрой . Начальную точку отсчета эры называют ее эпохой .

С древних времен начало определенной эры (известно более 1000 эр в различных государствах различных регионов Земли, в том числе 350 – в Китае и 250 в Японии) и весь ход летоисчисления связывался с важными легендарными, религиозными или (реже) реальными событиями: временем царствования определенных династий и отдельных императоров, войнами, революциями, олимпиадами, основанием городов и государств, "рождением" бога (пророка) или "сотворением мира".

За начало китайской 60-летней цикловой эры принята дата 1-го года царствования императора Хуанди - 2697 г. до н.э.

В Римской империи счет велся от "основания Рима" с 21 апреля 753 г. до н.э. и с дня воцарения императора Диоклетиана 29 августа 284 г. н.э.

В Византийской империи и позднее, по традиции, на Руси – с принятия христианства князем Владимиром Святославовичем (988 г. н.э.) до указа Петра I (1700 г. н.э.) счет лет велся "от сотворения мира": за начало отсчета была принята дата 1 сентября 5508 г. до н.э (первый год "византийской эры"). В Древнем Израиле (Палестине) "сотворение мира" произошло попозже: 7 октября 3761 г. до н.э (первый год "еврейской эры"). Существовали и другие, отличные от наиболее распространенных вышеуказанных эр "от сотворения мира".

Рост культурно-экономических связей и широкое распространение христианской религии на территории Западной и Восточной Европы породили необходимость в унификации систем летоисчисления, единиц измерения и счета времени.

Современное летоисчисление – "наша эра ", "новая эра " (н.э.), "эра от Рождества Христова" (Р.Х .), Anno Domeni (A.D. – "год господа") – ведется от произвольно выбранной даты рождения Иисуса Христа. Поскольку ни в одном историческом документе она не указана, а Евангелия противоречат друг другу, ученый монах Дионисий Малый в 278 г. эры Диоклетиана решил "научно", на основе астрономических данных вычислить дату эпохи. В основу расчетом была положены: 28-летний "солнечный круг" – промежуток времени, за который числа месяцев приходятся точно на те же дни недели, и 19-летний "лунный круг" – промежуток времени, за который одинаковые фазы Луны приходятся на одни и те же дни месяца. Произведение циклов "солнечного" и "лунного" круга с поправкой на 30-летнее время жизни Христа (28 ´ 19S + 30 = 572) дало начальную дату современного летоисчисления. Счет лет согласно эре "от Рождества Христова" "приживался" очень медленно: вплоть до XV века н.э. (т.е. даже 1000 лет спустя) в официальных документах Западной Европы указывалось 2 даты: от сотворения мира и от Рождества Христова (A.D.).

В мусульманском мире за начало летоисчисления принято 16 июля 622 года нашей эры – день "хиджжры" (переселения пророка Мохаммеда из Мекки в Медину).

Перевод дат из "мусульманской" системы летоисчисления Т М в "христианскую" (григорианскую) Т Г можно осуществить по формуле: (лет).

Для удобства астрономических и хронологических расчетов с конца XVI века применяется предложенное Ж. Скалигером летоисчисление юлианского периода (J. D. ). Непрерывный счет дней ведется с 1 января 4713 г. до н.э.

Как на предыдущих уроках, следует поручить ученикам самостоятельно дополнить табл. 6 сведениями об изученных на уроке космических и небесных явлениях. На это отводится не более 3 минут, затем учитель проверяет и корректирует работу школьников. Таблица 6 дополняется сведениями:

Материал закрепляется при решении задач:

Упражнение 4:

1. 1 января солнечные часы показывают 10 часов утра. Какое время показывают в этот момент ваши часы?

2. Определите разницу в показаниях точных часов и хронометра, идущего по звездному времени, спустя 1 год после их одновременного пуска.

3. Определите моменты начала полной фазы лунного затмения 4 апреля 1996 года в Челябинске и в Новосибирске, если по всемирному времени явление произошло в 23 h 36 m .

4. Определите, можно ли наблюдать во Владивостоке затмение (покрытие) Луной Юпитера, если оно произойдет в 1 h 50 m по всемирному времени, а Луна зайдет во Владивостоке в 0 h 30 m по местному летнему времени.

5. Сколько суток содержал 1918 год в РСФСР?

6. Какое наибольшее число воскресений может быть в феврале?

7. Сколько раз в году восходит Солнце?

8. Почему Луна всегда повернута к Земле одной и той же стороной?

9. Капитан корабля измерил в истинный полдень 22 декабря зенитное расстояние Солнца и нашел его равным 66њ 33". Хронометр, идущий по гринвичскому времени, показал в момент наблюдения 11 h 54 m утра. Определите координаты корабля и его положение на карте мира.

10. Каковы географические координаты места, где высота Полярной звезды 64њ 12", а кульминация звезды a Лиры происходит на 4 h 18 m позже, чем в обсерватории Гринвича?

11. Определите географические координаты места, в котором верхняя кульминация звезды a - - дидактика - контрольные работы - задача

См. также: Все публикации на ту же тему >>

В Фэн Шуй для достижения результата необходимо измерять время. Сегодня что-то кажется нам удачным, но пройдет с десяток лет, ситуация изменится, и способ достижения удачи может оказаться уже недейственным. Для того чтобы понять, как измеряется время в Фен Шуй, необходимо понять, как измеряется время в Китае.

Жители Китая имеют более длительную историю летоисчисления, чем все остальные народы мира. Китайские летописи насчитывают более 3600 лет, смена императорских династий отмечается с 2852 г. до н. э.

Летоисчисление в Древнем Китае производилось параллельно двумя способами. Во-первых, счет годам велся по эрам правления того или иного императора. Так как настоящее имя императора нельзя было ни писать, ни произносить, император при вступлении на престол принимал весьма пышный псевдоним. Этот псевдоним состоял из двух слов, и под таким именем-девизом император был известен своим подданным. Девизы могли изменяться в связи с какими-то значительными историческими событиями, и со сменой девиза счет годам начинался сначала. Поэтому в китайских летописях встречается очень большое количество коротких и коротеньких эр. Продолжительность эры зависела от срока действия императорского девиза, поэтому подобное летоисчисление было не очень надежным.

Параллельно велось летоисчисление по циклическим (круговым) таблицам, в которых годы объединялись в циклы по 60 лет. Китайские астрономы придавали большое значение символике чисел. Они установили, что период обращения Сатурна 30 лет. Если основа календаря два периода обращения Сатурна, т. е. 60 лет, то Юпитер за это время проделает 5 оборотов. Число же 5 в китайском представлении о Вселенной - это число особенное.

С древних времен китайцы считали, что все многообразие мира порождено пятью первоэлементами, или пятью стихиями: Водой, Огнем, Деревом, Металлом и Землей. Каждая из стихий считается двойственной: положительной (положительное начало было мужским - ян) или отрицательной (отрицательное начало было женским - инь). Поэтому пять стихий образовали десять циклических знаков, или десять «небесных стволов (или пней)». Каждый из десяти «небесных стволов» в сочетании с одним из двенадцати животных, знаков «земных ветвей», дали название каждому году в 60-летнем цикле. В каждом 60-летнем цикле один и тот же знак «земной ветви», т. е. название животного, встречается 5 раз с промежутками в 12 лет. Для уточнения года внутри цикла этому году присваивается первоэлемент для каждого животного. Китайский цикличный календарь был разработан на основе многовековых наблюдений.

Китайский календарь до конца XIX - начала XX вв. был единственным календарем у народов Восточной и Юго-восточной Азии, который вобрал в себя элементы более ранних календарей: лунного, солнечного и юпитерианского с двенадцатилетним животным циклом. Кроме цикличного календаря, в Китае применяются лунный календарь, основанный на лунных циклах, и солнечный календарь, тесно связанный с сезонами года и вращением Земли вокруг Солнца. Основа любого календаря - сутки, которые складываются в недели, месяцы, года, века. И месяцы, и годы могут быть различными по своей продолжительности. Однако в Китае сутки делятся не на 24 часа, а на 12 часов, и каждый час состоит из 120 минут.

Лунные календари более древние, чем солнечные. В них месяц величина постоянная и равна 29-30 дням, это время обращения Луны вокруг Земли, а лунный год величина условная. Лунный месяц всегда начинается в новолуние. Для точного перевода дат лунного календаря имеются специальные таблицы, и эти даты рассчитаны на много лет вперед. В солнечном календаре, наоборот, месяц единица условная, а год величина естественная, равная времени обращения Земли вокруг Солнца. В лунных календарях существует деление на месяц и на семидневную неделю. Продолжительность лунного месяца чуть меньше небесного, поэтому табельное начало месяца понемногу отстает от его естественного начала. За 30 лет набирается разница примерно в 30 суток. Владыка Яо, правивший в Китае между 2109 и 2068 гг. до н. э., указывает, что продолжительность года равна 366 дням, и велит для правильности календаря пользоваться методом «вставочной тринадцатой Луны».

В более позднее время арабы, также применявшие лунный календарь, для устранения отставания стали прибавлять по 11 суток к каждому 30-летнему периоду, арабский календарь состоит из 19 обычных лет по 354 суток и 11 «високосных» лет по 355 суток. Солнечные календари европейской цивилизации - это юлианский и современный григорианский календари, созданные на основе древнеегипетского календаря IV тысячелетия до н. э. Современный григорианский календарь - это четырехлетний цикл, в котором 3 года по 365 суток и «високосный» год, содержащий 366 суток.

Еще один древний календарь, используемый в странах Восточной и Центральной Азии - это календарь двенадцатилетнего животного цикла. Кроме традиционных светил Солнца и Луны, в таком календаре участвует планета Юпитер. Срок обращения Юпитера 12 лет. Круг Юпитера разбит на 12 равных частей, и каждая часть названа именем животного:

  • 1. Мышь или крыса.
  • 2. Корова или бык, вол, буйвол, як.
  • 3. Тигр или барс.
  • 4. Заяц или кролик, кошка.
  • 5. Дракон.
  • 6. Змея.
  • 7. Лошадь или конь.
  • 8. Овца или коза.
  • 9. Обезьяна.
  • 10. Курица или петух.
  • 11. Собака или пес.
  • 12. Свинья или кабан.

Сначала календарь двенадцатилетнего животного цикла был солнечным, но затем усложнился. В него были введены лунные месяцы по 29 и 30 дней в каждом, фактически он преобразовался в лунно-солнечный календарь. Начало каждого года лунно-солнечного календаря приходится на периоде 21 января по 20 февраля включительно по григорианскому календарю. Китайский календарь 60-летнего цикла более сложен, чем лунно-солнечно-юпитерный календарь.

Лунные календари на Востоке

Определение

Лунный календарь - разновидность календаря, в основе которого лежит период смены фаз Луны, то есть синодический месяц.

Теория календаря

Продолжительность синодического месяца в среднем составляет 29,53059 суток. Таким образом, календарный месяц может состоять или из 29, или из 30 дней, причем месяцы в году чередуются, чтобы дни месяца как можно лучше попадали на одни и те же фазы Луны. В лунных календарях продолжительность года принимается равной 12 месяцам. В соответствии с этим, продолжительность лунного года получается равной 12 × 29,53059 = 354,36708. Значит, в календарном году может быть или 354 дня - простой год, или 355 дней - продолженный (високосный) год; а для того, чтобы средняя продолжительность календарного года была близка к продолжительности лунного года необходима система вставки високосов. Для её определения можно разложить дробную часть продолжительности лунного года в цепную дробь:

Обрывая эту дробь на разных стадиях деления, можно получить следующие правила для введения продолженных годов разной точности:

Где знаменатель указывает число лет в календарном цикле, а числитель - число продолженных лет в этом цикле. Таким образом, средняя продолжительность календарного года в сутках в этих календарных системах получается:

Цикл 3/8 получил название «турецкого» и используется в турецком лунном календаре; другой цикл 11/30, используемый в мусульманском календаре и часто именуется «арабским».

Лунный календарь никоим образом не привязан к годичному движению Солнца, поэтому ежегодно лунный календарь смещается относительно солнечного на 365,24222-354,36708 = 10,87514 дней. Примерно за 34 солнечных года набегает один лишний лунный год.

Смена фаз Луны является одним из самых легко наблюдаемых небесных явлений. Не удивительно, что множество народов на ранней стадии своего развития пользовались лунным календарём. Однако в период становления оседлого образа жизни лунный календарь переставал удовлетворять потребности населения, так как земледельческие работы привязаны к смене сезонов, то есть движению Солнца. Поэтому лунные календари, за редким исключением (например, исламский календарь), неизбежно заменялись лунно-солнечными или солнечными календарями.

К неудобству лунного календаря следует отнести тот факт, что продолжительность синодического месяца непрерывно меняется в пределах от 29д6ч15м до 29д19ч12м. Причиной этому является довольно сложное движение Луны по орбите.

Начало месяца в лунных календарях приходится на неомению, то есть на первое появление молодой Луны в лучах заходящего Солнца. Это событие легко наблюдаемо, в отличие от новолуния. Неомения отстаёт от новолуния на 2-3 дня. Причём это время меняется в зависимости от времени года, широты наблюдателя и текущей продолжительности синодического месяца. Из-за этого невозможно как вести один и тот же календарь, основанный на наблюдении Луны, в разных странах, так и пользоваться простым календарём из 29- и 30-дневных месяцев. Календарь, введённый по какой-либо системе, будет неизбежно расходиться с реальным движением Луны, хотя с той или иной точностью будет в среднем этому движению соответствовать.

Лунные календари

o Исламский календарь - лунный календарь, используемый мусульманами для определения дат религиозных праздников, а также как официальный календарь в некоторых мусульманских странах. Летоисчисление ведётся от Хиджры (16 июля 622 года н. э.) - даты переселения пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину. Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарём Хиджры.

o Буддийский календарь используется с небольшими различиями в Таиланде, Лаосе, Камбодже, Мьянме и на Шри-Ланке. Использовался в Тибете до аннексии Китаем. В Таиланде используется наряду с григорианским. Был заимствован у индуистов и основан на фазах луны. Поэтому буддийский календарь также называется лунным. Начало летоисчисления буддийского календаря ведется с года ухода Будды Гаутамы в нирвану.

Интересные факты

Предметы, которые можно рассматривать в качестве древнейших лунных календарей, известны из пещер Франции и Германии ориньякского времени (32-26 тыс. лет назад). Наборы знаков на костях и рогах животных, на мелких кусках камня, а иногда и на стенах пещер представляют собой наборы полумесяцев или линий в виде Змеиного узора. Примером подобного предмета является костяная пластина из АбриБланшар. Лунный календарь возрастом 18 тыс. лет обнаружен при раскопках Ачинской палеолитической стоянки близ города Ачинска. Лунный календарь, обнаруженный в Шотландии, относится к раннему мезолиту (10 тыс. лет назад). Изображение Луны имеется на диске из Небры (ок. XVII века до н. э.).

Солнечные календари в Европе

Определение

Солнечныйкалендарь -разновидностькалендаря, восновекотороголежиттропическийгод, тоестьпериодсменывремён года.

Теория календаря

Продолжительность тропического года составляет 365,24220 суток. Таким образом, календарный год в солнечном календаре должен составлять или 365 суток - обычный год, или 366 суток - високосный год. Для того, чтобы средняя продолжительность календарного года была близка к продолжительности тропического года, необходима система вставки високосов. Для её определения можно разложить дробную часть продолжительности тропического года в цепную дробь:

Обрывая эту дробь на разных стадиях деления, можно получить следующие правила для введения високосных годов разной точности:

Где знаменатель указывает число лет в календарном цикле, а числитель - число високосных лет в этом цикле. Таким образом, средняя продолжительность календарного года в сутках в этих календарных системах получается:

Поскольку тропический год определяется как период между двумя последовательными прохождениями Солнца одной и той же точки равноденствия, то, рассуждая о точности календаря, обычно говорят о точке весеннего равноденствия. Так, одним из требований к солнечному календарю является тот факт, что момент прохождения Солнцем точки весеннего равноденствия по истечении календарного цикла должен приходиться на одну и ту же дату.

Первая система високосов с одной вставкой за четыре года существовала в юлианском календаре. Так как средняя продолжительность года юлианского календаря на 0,00780 суток больше тропического, то за 128 лет накапливается ошибка в 1 день, и день весеннего равноденствия смещается к зиме. 29-летний цикл никогда не использовался. 33-летний цикл был предложен Омаром Хайямом и лег в основу персидского календаря. 128-летний цикл был предложен Иоганном Медлером в 1864 г., но не был принят ни в одном календаре.

Указанный способ организации календаря не является единственно возможным. Неоднократно предпринимались попытки улучшить юлианский календарь. Новый календарь должен был, с одной стороны, быть более точным, с другой стороны - мало отличаться от юлианского. В григорианском календаре последовательность високосов оставлена практически без изменений: добавлено правило, что високосными являются только те вековые годы, число столетий которых делится на 4 без остатка. Таким образом, из 400 лет выбрасывается 3 лишних дня, то есть полный календарный цикл григорианского календаря составляет 400 лет, а его средняя продолжительность:

Ошибка в один день накапливается примерно за 3300 лет.

Другим вариантом улучшения юлианского календаря стал новоюлианский календарь, предложенный МилутиномМиланковичем. В этом календаре последовательность високосов такая же, как и в юлианском календаре, но введено дополнительное правило, согласно которому вековой год считается високосным, если при делении его на 900 в остатке остается 2 или 6. Полный цикл такого календаря составляет 900 лет, на протяжении которых выбрасывается 7 лишних дней. Средняя продолжительность года этого календаря составляет 365,24222 суток, что дает ошибку 1 день примерно в 50 000 лет. Этот календарь используется рядом православных церквей.

И григорианский и новоюлианский календари обладают одним существенным недостатком, по сравнению с календарями, приведенными в начале. Вставка високосного года в них производится весьма неравномерно. Из-за этого, несмотря на достаточно точную среднюю продолжительность года, день весеннего равноденствия в разные годы внутри календарного цикла может попадать на разные дни.

Также следует заметить, что создание более точных календарей не имеет смысла, поскольку из-за векового замедления вращения Земли вокруг оси число суток в тропическом году медленно уменьшается.

Солнечные календари

o Древнеармянский календарь

o Григорианский календарь

o Иранский календарь

o Календарь бахаи

o Календарь малаялам

o Китайский календарь

o Коптский календарь

o Новоюлианский календарь

o Тайский солнечный календарь

o Тамильский календарь

o Шведский календарь

o Эфиопский календарь

o Юлианский календарь

안창수. 청마의 기운으로 새해 행복하세요

Уже более двадцати лет у нас в стране стало очень модным именовать года по восточному циклическому “звериному” календарю, обязательно присовокупляя к имени животного цвет, что сразу же раздвигает рамки цикла с двенадцати лет до шестидесяти.

Так что же это за календарь, в котором совершают свой бег по малым двенадцатилетним кругам внутри большого шестидесятилетнего круга эти разноцветные животные, доносящие к нам дыхание и аромат Дальнего Востока? Каковы его структура и символика, где и когда он родился, в каких странах распространен сегодня? Обо всем этом мы знаем, в основном, очень мало, а то, что знаем – суть нечто весьма туманное.

Шестидесятилетний циклический календарь родился в древнейшие времена в Китае, а знаки его применяются в этой стране для летоисчисления с начала I века нашей эры.

Холодная ночная Луна, олицетворяющая у многих народов женское, оплодотворяющее начало мира, и ее дневной антипод – яркое, опаляющее жаром Солнце – главные светила, которые определяли не только ритмы явлений природы и биоритмы человеческого организма, но и многое в духовном мире древнего человека, имели для него значение магическое и сакральное. Такими воззрениями проникнуты и космологические концепции Древнего Китая.

Вслед за Солнцем и Луной особый интерес у астрономов Древнего Востока вызывали планеты-гиганты солнечной системы Юпитер и Сатурн. Это побудило китайских составителей циклического календаря попытаться увязать между собой астрономические циклы движения Земли и этих четырех планет – Луны, Солнца, Юпитера и Сатурна. Рожденный в результате таких поисков шестидесятилетний циклический календарь представляет собой хронологическую систему, за основу цикла в которой принято время двух оборотов Сатурна – 60 лет. За это же время Юпитер совершает пять оборотов. Именно такой подбор чисел не случаен, ибо цифра “пять” в древнекитайской натурфилософии символизирует “пять первоэлементов” (стихий) природы.

Вообще, вся символика этого календаря является частью единой символической системы, которая в те времена пронизывала буквально все стороны жизни китайца и отражала суть его видения и восприятия мира и себя в мире. В основе древней китайской натурфилософии лежит представление о жизни как о бесконечной цепи перемен, где в непрестанном движении взаимодействуют два начала – активная мужская сила Ян и пассивная женская сила Инь – две силы природы, ее Отец и Мать, совместно творящие Жизнь. И, видимо, неправильно было бы утверждать, что Ян – начало положительное, а Инь – отрицательное, так как надо помнить, что зримым воплощением этой идеи считались Небо (Ян) и Земля (Инь), Земля-Мать, Земля-кормилица. В древней китайской “Книге Перемен” (“И Цзин”) говорится: “У Инь и Ян общие свойства, но у мягкого и твердого есть своеобразие. В этом – творческая сущность Неба и Земли “. Они одновременно и едины, и противоположны. Яркий образ слияния Неба и Земли в творческом порыве – вешний грозовой ливень. Но единство Инь и Ян, Неба и Земли – это гармония единичности и множественности. Единично и в то же время бесконечно Небо. Множественна и конечна Земля. Образ слияния Неба и Земли очень емкий. Он является также воплощением двойственности Духа и Плоти, Скрытого и Явного.

Слияние Неба и Земли породило “пять первоэлементов”, из которых складываются “десять тысяч вещей”. Чередование этих элементов – Дерева, Огня, Земли, Металла и Воды – определяет все явления мира видимого и незримого. Именно такая, последовательность первоэлементов основана на теории их “взаимного порождения” (“сяншэн”).

Дерево – это Восток, Утро, Весна, Начало (дня, года, рождение жизни и т. п.), планета Юпитер. Символический цвет его – синий цвет ясного неба, сине-зеленый цвет морской воды, зеленый цвет пробуждающейся весной растительности. В древности эти цвета четко не разделялись. И, видимо, потому, что зеленый цвет не является основным, чаще всего символическим цветом Дерева называют синий.

Дерево рождает Огонь, за Весной следует Лето. Огонь – это Юг, День, Лето, планета Марс. Конечно, его цвет красный.

Огонь рождает Землю . Такое представление могло сложиться в связи с тем, что древнейшие китайцы были земледельцами. Хотя на заре своей истории собственно китайцы заселяли только бассейн реки Хуанхэ, берега которой сложены из плодородного лёсса, похожего на мелкий, плотно слежавшийся желтый песок, но и в Древнем Китае имелись значительные лесные массивы, в том числе и на плодородных почвах берегов реки Янцзы, где китайцы стали широко расселяться в I тысячелетии до н. э. и в начале н. э. А так как и там они занимались земледелием, то было оно, скорее всего, подсечно-огневым, когда земля освобождалась от растительности для нужд земледелия с помощью огня и удобрялась пеплом, то есть Огонь рождал Землю.

Земля в пространственном плане занимает Середину. Это – конец лета, время жатвы, время, когда Земля отдает людям свои плоды. И потому ее символический цвет желтый – это и цвет лёсса, и цвет созревших хлебов. Планета, соответствующая Земле, – Сатурн.

Земля из недр своих рождает Металл . За временем жатвы следует Осень. Металл – это Запад, Вечер, Осень, Конец, Завершение, планета Венера. Символический цвет его – белый. Древнейший толковый словарь Эръя объясняет это тем, что осенью белоснежное рисовое зерно наполняет закрома. И если Восток символизирует начало Света, зарождение дня, утро, то Запад – вечер, предвестие ночи, начало Тьмы.

Металл рождает Воду . В чем истоки такого представления? На этот счет можно высказать много гипотез. Рискнем и мы. Добыча и обработка металлов были известны человеку с древнейших времен. И он наблюдал переход металла из твердого состояния в жидкое, подобно воде. И как в воде зарождается все живое, так и в расплавленном металле уже содержатся в зародыше все те предметы, которые создаст из него рука человека. С другой стороны, процесс обработки металла может сопровождаться выделением воды или ее паров, которые, осаждаясь, превращаются в воду. Например, оксиды металлов, которые в древности чаще всего идентифицировали с металлами, под воздействием кислот превращаются в соли металлов и воду, а это в равной мере могли наблюдать как древние китайские философы, знакомые с алхимией, так и ремесленники в процессе своего труда.

Итак, Металл рождает Воду . На смену Осени приходит Зима. Природа засыпает. Вода – это Север, Ночь, Зима, Покой, Развитие, ушедшее внутрь, планета Меркурий. Приходит день зимнего солнцестояния – и в недрах Мрака зарождается Свет. Постепенно удлиняются дни и убывают ночи, в воде просыпается и начинает развиваться семя Жизни… Близится Весна. Вода рождает Дерево , Круг замыкается…

Естественно, символу присуща многозначность и зачастую невозможно просто дешифровать его смысл. Все сущее есть единство и противостояние противоположностей, их взаимоотношение и взаимовлияние. Тепло и холод, твердое и мягкое, созидание и разрушение, без которого созидание невозможно, ибо любое новое связано с ломкой старого. Мужское и женское начала. Единство противоположностей – главнейший закон природы. Потому и любая стихия, каждый первоэлемент двойственен и сам содержит в себе мужское начало Ян и женское Инь, проявляясь в двух этих состояниях.

Принцип этой двойственности нашел свое отражение в структуре календаря, ибо положенные в его основу “пять первоэлементов” имеют десять циклических знаков, или десять “небесных ветвей”, символизирующих два состояния каждого элемента. Эти знаки получили определенные названия. Нечетные знаки “небесных ветвей” символизируют мужское, “сильное”, “активное” состояние элементов и именуются 1 – цзя, 3 – бин, 5-у, 7 – гэн, 9 – жэнь; четные – женское, “слабое”, “пассивное” их состояние и именуются 2 – и, 4 – дин, 6 – цзи, 8 – синь, 10 – гуй .

Весь шестидесятилетний цикл делился на двенадцать периодов, которые тоже имели свои знаки, представляющие собой “земные ветви” или “земные корни”: 1 – цзы, 2 – чоу, 3 – инь, 4 – мао, 5 – чэнь, 6 – сы, 7-у, 8 – вэй, 9 – шэнь, 10- ю, 11- сюй, 12 – хай .

Расположив “небесные ветви” по горизонтали, а “земные” – по вертикали так, чтобы при их пересечении образовалось шестьдесят расположенных в шахматном порядке неповторяемых сочетаний, китайские составители получили схему шестидесятилетнего цикла, который вобрал в себя и пяти-, и десятидневные циклы первоэлементов природы, и двенадцатилетний юпитерный цикл, и девятнадцатилетний лунно-солнечный, и тридцатилетний сатурный.

Очень интересно и следующее. В каждом шестидесятилетнем цикле содержится 21912 суток, и он состоит из пяти двенадцатилетних лунных циклов, содержащих, как правило, различное количество дней. Причем, если в солнечно-юпитерном двенадцатилетнем цикле всего 4380 суток, то в лунно-юпитерном их может быть от 4370 до 4401, а в каждом из двенадцати лет цикла – от 353 до 385 суток. Например, в шестидесятилетнем цикле, длившемся с 1924 по 1983 гг., в первых двенадцати годах содержалось 4371 суток, во вторых – 4400, в третьих – 4370, в четвертых – 4401, в пятых – 4370. Всего 21 912, в среднем же – 4382 суток в двенадцатилетии, или столько, сколько их содержится в двенадцатилетнем солнечно-юпитерном цикле.

Наряду с этим календарным циклом в Китае и Центральной Азии с древнейших времен применялся для летоисчисления так называемый двенадцатилетний звериный или животный цикл – Восточный Зодиак, система знаков которого связана с двенадцатилетним циклом колебания природных явлений. Напомним, что слово “зодиак” греческого происхождения, имеет тот же корень, что “зоопарк”, и на русский язык его переводят как “круг животных”. Напомним и о том, что Солнце в течение года описывает на небесной сфере траекторию, именуемую эклиптикой, последовательно переходя из одного созвездия в другое, Таких созвездий двенадцать: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Они образуют так называемый пояс зодиака и называются зодиакальными. Каждое созвездие Солнце проходит в строго определенный временной отрезок года.

В космологии Древнего Китая зодиакальные созвездия носят другие имена. На Востоке, естественно, существует множество легенд, объясняющих смысл знаков Зодиака. Вот один из традиционных вариантов такой легенды.

Однажды в канун Нового года Будда призвал к себе всех животных мира, однако только двенадцать из них пришли выразить ему уважение. Сначала пришла Мышь, за ней Корова, потом – Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака и Свинья. Когда они все собрались, Будда щедро одарил своих гостей, отдав каждому из них во владение по году. С тех пор и родился двенадцатилетний звериный цикл, в котором каждый год назван в честь этих животных, а года следуют один из другим в той же последовательности, в какой животные пришли к Будде. Каждый год обрел черты своего хозяина. Эти же черты обретают и люди, рожденные в год того или иного животного. Правда, нужно отметить, что названия животных Восточного Зодиака в разных странах несколько варьируются. Например, есть страны, где пятый год цикла – это год крокодила, а во Вьетнаме четвертый год – год кота, а восьмой – козы. Наиболее же распространенными следует считать такие наименования:

  1. мышь (крыса)
  2. корова (бык, вол, буйвол, як)
  3. тигр (барс)
  4. заяц (кролик, кошка)
  5. дракон
  6. лошадь (конь)
  7. овца (баран, козел)
  8. обезьяна
  9. курица (петух)
  10. собака (пес)
  11. свинья (кабан)

Конечно, люди, рожденные под знаком какого-либо животного, могут иметь и другие черты, но определяющими для них эти черты не будут. Потому и считается, что, зная год рождения человека, можно определить главные особенности его характера и даже предвидеть его будущее. Вот откуда к каждой из двенадцати “земных ветвей” шестидесятилетнего циклического календаря древние китайцы присоединили название соответствующих животных.

Ниже представлена таблица 1, иллюстрирующая схему построения этого календаря. Название каждого года двойное и формируется из следующих компонентов: первый – один из десяти знаков “небесных ветвей”, второй – один из двенадцати знаков “земных ветвей” (“корней”). Например, первый год цикла обозначается знаками “цзя-цзы” и называется годом дерева и мыши, второй – “и-чоу” – дерева и коровы, пятый – “у-чэнь” – земли и дракона, сорок четвертый – “дин-вэй” – огня и овцы и так далее. При этом пять из шестидесяти годов цикла носят имя одного и того же животного. Этот вспомогательный атрибут повторяется раз в двенадцать лет, а так как каждому году одного и того же животного соответствует свой цветовой символ, то для уточнения его места в шестидесятилетнем цикле пользуются цветовой символикой. Правда, в обиходе, когда речь заходит о чьем-либо годе рождения, китайцы прибегают к более краткому его обозначению, просто называя животное соответствующей “земной ветви”. И если китаец на ваш вопрос ответит, что он родился в год тигра, то это в равной степени может означать третий, пятнадцатый, двадцать седьмой, тридцать девятый или пятьдесят первый годы цикла. Тут уж надо догадываться по внешнему виду собеседника.

Началом циклической эры считается год мыши, соответствующий 2637 году н.э. . Эта дата связана с первым годом царствования легендарного китайского правителя Хуан Ди. Значит, к сегодняшнему дню прошло уже 77 полных циклов, и с 1984 года идет 78-й. Названия животных же были присоединены к знакам периодов или “земных ветвей” лишь около двух тысяч лет назад.

Таблица 1 Шестидесятилетний китайский календарь

Небесные ветви

Животные

З 1 13 25 37 49 Шу-мышь
2 14 26 38 50 Ню-корова
Ху-тигр
Ту-заяд
Лун-дракон
Шэ-змея
Ма-конь
Ян-овца
Хоу-обезьяна
Цзи-курица
Гоу-собака
Чжу-свинья

По вопросу происхождения Восточного звериного календарного цикла нет единого мнения. По одной из гипотез, звериный цикл, соответствующий европейскому Зодиаку, по-видимому, попал в Китай от вавилонян и древних греков через Центральную Азию. По другой версии, идея создания юпитерного календаря с небесной символикой двенадцатилетнего звериного цикла была воспринята народами Восточной Азии непосредственно от кочевников Центральной Азии, установивших, что Юпитер делает полный оборот вокруг Солнца примерно за 12 лет. Разделив путь Юпитера на 12 равных частей по 30 o , народы Азии сами создали солнечно-юпитерный календарный цикл, дав каждой части траектории Юпитера имя определенного животного. Во всяком случае, названия двенадцати животных в этом цикле как в Китае, так и в Центральной Азии, располагаются в одном и том же порядке. Мнение о том, что звериный цикл имеет тюркское происхождение и заимствован китайцами, высказывают и искусствоведы-китаисты, отмечающие, что, скажем, на бронзовых зеркалах периода Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) символическое изображение зодиакальных животных входит в противоречие с исконно китайской системой символов. Так, например, тигр (первоначально барс) оказывается на них совмещенным с китайским Зеленым драконом-хранителем Востока Цинлуном и противостоящим китайскому Белому тигру-ханителю Запада Байху (см. схему).

Пояснения. Элементы, типичные для зеркал в период Хань. На квадрате Земли, в центре – ось Мира, гора Бошань, окруженная облачным узором, по краю – циклические знаки “двенадцати земных ветвей” (корней), перемежающиеся с зернами риса. На белом поле восемь столпов, соединяющих Небо и Землю, циркули (Небо), угольники (Земля), Т-образные фигуры (знаки плодородия?) и знаки стран света. По кругу – узор гор и волн – горизонт (начало Неба). Элементы, появившиеся на зеркалах в период Тан. Знаки “багуа” восемь триграмм, расположенные – “по Вэнь-вану”; снизу по часовой стрелке: Вода, Гора, Гром, Ветер, Огонь, Земля, Водоем, Небо. Двенадцать зодиакальных животных тюркского цикла. (Будучи заимствованными, они входят в противоречие с исконно китайской системой символов. Так, например, тюркский тигр (первоначально барс) оказывается совмещенным с китайским Зеленым драконом Востока и противостоящим китайскому Белому тигру Запада.

Чтобы определить, под какими знаками шестидесятилетнего цикла находится какой-либо год григорианского календаря, нужно проделать следующие несложные операции:

  1. цифровое обозначение года разделить на 60 и определить остаток от деления;
  2. из полученного остатка вычесть 3, если это год нашей эры; если полученный остаток равен трем или менее трех, то к нему нужно сначала прибавить 60, а затем из полученной суммы вычесть 3;
  3. найденная цифра и будет порядковым номером данного года в шестидесятилетнем цикле, остается только найти ее место в таблице 1 и выписать из нее циклические знаки: сначала – стоящий над вертикальной и затем – стоящий перед горизонтальной колонкой, на пересечении которых оказалась вычисленная цифра.

Например, 1986 год. 1986:60=33 и 6 в остатке. 6-3=3. Третий год шестидесятилетнего цикла – это год “бинь-инь”, то есть год огня и тигра.

Осуществить перевод дат китайского циклического календаря в годы григорианского календаря значительно сложнее. Для этого необходимо располагать определенными знаниями и иметь под рукой таблицы эр правления или девизов царствования китайских императоров и династий. Тем, кого этот вопрос заинтересует, можно порекомендовать обратиться к приложениям к Большому китайско-русскому словарю “Хронологические таблицы” и “Календарные обозначения”, составленным В. С. Кузесом и И. М. Ошаниным.

Узнать, под каким знаком звериного цикла находится тот или иной год, совсем просто. Для этого из года нашего летоисчисления нужно вычесть 3, полученный результат разделить на 12 и определить остаток от деления. Он и покажет порядковый номер данного года по календарю звериного цикла. Проделаем эту операцию с тем же 1986 годом. 1986-3=1983. 1983:12=165 и 3 в остатке. Третий год звериного цикла – год тигра. Как видите, все совпало.

Этот календарь с некоторыми незначительными изменениями с древних времен действует не только в Китае, но и во Вьетнаме, Кампучии, Корее, Лаосе, Монголии, Таиланде, Японии и ряде других стран Азии, соседствуя и уживаясь с другими способами летоисчисления. Например, название года шестидесятилетнего цикла в Японии образуется несколько иначе, чем в Китае. На первом месте стоит название первоэлемента, к которому прибавляется суффикс родительного падежа “но” и окончание “э” в случае, когда год символизирует мужское состояние элемента, или “то”, когда год символизирует его женское состояние. Буквально эти окончания переводятся как “старший брат” и “младший брат”. К этому названию через дефис присоединяется название соответствующего данному году животного. Вот как звучат по-японски названия годов текущего звериного цикла:

  • § 2008- Цугиноэ-нэ – год (земли и) мыши
  • § 2009- Цугиното-уси – год (земли и) коровы
  • § 2010- Каноэ-тацу – год (металлаи) тигра
  • § 2011- Каното-ми – год (металла и) зайца
  • § 2012- Мидзуноэ-ума – год (воды и) дракона
  • § 2013- Мидзуното-хицудзи – год (воды и) змеи
  • § 2014- Киноэ-сару – год (дерева и) лошади
  • § 2015- Киното-тори – год (дерева и) овцы
  • § 2016- Хиноэ-ину – год (огня и) обезьяны
  • § 2017- Хиното-и – год (огня и) курицы
  • § 2018- Цугиноэ-нэ – год (земли и) собаки
  • § 2019- Цугиното-у – год (земли и) свиньи

У монголов же пять стихий заменены названиями пяти цветов (мастей): синий, красный, желтый, белый и черный. Причем, если у китайцев начальный год всякого шестидесятилетнего цикла есть год дерева и мыши, то у монголов это всегда год огня и зайца, так что монгольский шестидесятилетний круг начинается через три года после китайского, а рожденные в пределах одного малого, то есть двенадцатилетнего, цикла считались сверстниками. “Мужские” года монголы называли твердыми, а “женские” – мягкими.

Календарь звериного цикла применяется в повседневной жизни народов Китая и Центральной Азии и сейчас. В старом Китае, например, перед заключением брака родители жениха и невесты обязательно обменивались “восьмью знаками”, сведениями о годе, месяце, дне и часе рождения своих детей, и самым важным тут было название животного, обозначавшее в данном случае возраст. В Монголии же при заключении брака считалось чрезвычайно важным, чтобы год рождения невесты не оказался “тверже” года рождения жениха, ибо в этом случае теряется главенствующее мужское начало, и такой брак не имеет шансов на благополучие. Столь же важное значение придают звериному циклу тибетцы и многие другие народы.

В уже цитированном нами приложении “Знаки Зодиака” к этнопсихологическим очеркам В. А. Пронникова и И. Д. Ладанова “Японцы” приведены не только характеристики людей-носителей того или иного знака, но и сообщается, с кем этому знаку можно вступать в брак, а с кем не рекомендуется. Например, существует поверие, что мужчина, рожденный под знаком Мыши, женившийся на женщине-Огненной Лошади, умирает насильственной смертью. Счастье, что такая Лошадь рождается лишь раз в 60 лет. А вот для Тигра Лошадь (как и Дракон) – лучший брачный партнер.

Сегодня наука располагает рассчитанными учеными разных стран таблицами для перевода дат с циклического лунно-солнечного календаря на европейский. Мы же в заключение нашего короткого рассказа укажем даты начала всех годов текущего двенадцатилетнего цикла по европейскому календарю (табл. 2) и приведем кажущуюся нам весьма интересной таблицу традиционного китайского деления времени суток на часовые периоды (стражи) и их названия в традиционном Китае и других странах дальневосточного региона (табл. 3).

Таблица 2 Синхронистическая таблица годов текущего двенадцатилетнего цикла, второго в 78-м шестидесятилетием цикле

№ года в цикле

60-летний цикл

12-летний животный цикл Дата начала года

по европейскому

календарю

элемент цвет Состояние

элемента

25 Земля желтый Муж. Мышь, крыса 07.02.2008
26 Земля желтый Жен. Корова, бык 26.01.2009
27 Металл Белый Муж. тигр 14.02.2010
28 металл белый Жен. Заяц, кролик 03.02.2011
29 Вода Черный Муж. дракон 23.01.2012
30 Вода Черный Жен. змея 10.02.2013
31 Дерево Синий Муж. лошадь 31.01.2014
32 Дерево Синий Жен. овца 19.02.2015
33 Огонь Красный Муж. обезьяна 08.02.2016
34 Огонь красный Жен. Курица, петух 28.01.2017
35 Земля желтый Муж. собака 16.02.2018
36 Земля желтый Жен. свинья 0502.2019

Таблица 3 Традиционные представления Дальнего Востока о часовых периодах суток и их соответствии животному циклу Восточного Зодиака

Для обозначения месяцев года использовались те же двенадцать символов – “двенадцать земных ветвей”. Ими же обозначалось и время суток, которые делились на двенадцать двойных часов: с 23 до 1 часа – цзы, с 1 до 3 часов – чоу и т. д.
Часовой период Животный цикл Название часового периода (стражи) Традици-онное китайское об этом отрезке суток
Китай-ское Япон-ское Вьетнам- Корей-ское
С 23 до 1 ч. Час мыши Цзы Нэ Ти Ча Полночь
С 1 до 3 ч. Час коровы Чоу Уси Шыу Чхук Петухи
С 3 до 5 ч. Час тигра Инь Тора Зан Ин Рассвет
С 5 до 7 ч. Час зайца Мао У Мао Мё Восход
С 7 до 9 ч. Час дракона Чэнь Тацу Тхин Ин Завтрак
С 9 до 11 ч. Час змеи Сы Ма Ти Са К полудню
С 11 до 13 ч. Час лошади У Ума Нго О Полдень
С 13 до 15 ч. Час овцы Вэй Хицудзи Муй Ми Склонение
С 15 до 17 ч. Час обезьяны Шэнь Сару Тхан Син К вечеру
С 17 до 19 ч. Час курицы Ю Тори Зау Ю Закат
С19 до 21 ч. Час собаки Сюй Ину Туат Суль Сумерки
С 21 до 23 ч. Час свиньи Хай И Хой Хэ

Восточный календарь , действующий уже несколько тысяч лет во Вьетнаме, Кампучии, Китае, Корее, Монголии, Японии и в некоторых других странах Азии, был составлен во времена полулегендарного императора Хуан-ди в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Этот календарь представляет собой 60-летнюю циклическую систему.

Она основана на астрономических циклах Солнца , Земли, Луны, Юпитера и Сатурна. В 60-летний цикл входят 12-летний юпитерный и 30-летний сатурный циклы. Наиболее важным для жизни кочевников, а в те времена основными народами Востока были кочевые племена, считался 12-летний период Юпитера. Древние китайцы и японцы верили , что нормальное движение Юпитера приносит блага и добродетели.

Разделив путь Юпитера на двенадцать равных частей и дав каждой части наименование определенного животного, народы Азии создали солнечно-юпитерный 12-летний календарный цикл. Легенда гласит, что все животные были приглашены Буддой на празднование первого Нового года. Поскольку прибыло только двенадцать, Будда решил дать их названия годам, чтобы каждый человек, рожденный в год определенного животного, приобретал черты характера этого животного, как хорошие, так и плохие.

За шестьдесят лет Юпитер совершает пять оборотов. Это число соответствовало мировоззрению китайской натурфилософии. Цифра пять являлась символом пяти элементов природы — дерева, огня, металла (золото), воды, земли, которым соответствуют цветовые обозначения (синий, красный, желтый, белый, черный).

Китайская шестидесятилетка образовалась в результате объединения двенадцатиричного цикла («земные ветви»), за каждым годом которого было закреплено название животного, и десятиричного цикла «стихий» («небесные ветви»): пять стихий (дерево, огонь, земля, металл, вода), каждая из которых соответствовала двум циклическим знакам, олицетворяющим мужское и женское начало (поэтому в китайском календаре идут подряд годы, соответствующие разным животным, но одной стихии).

Такая цикличность кратная 60-ти в древнем Китае была распространена на счет времени суток, недель и месяцев. Сутки делились на 12 двойных часов, каждому из которых соответствует животное китайского зодиака (так же определялись и месяцы).

В Китае календарь был священным документом , поддерживаемом правящим монархом. Более чем 2 тысячелетия департамент астрономии делал астрономические наблюдения, вел расчеты астрономических событий, готовил астрологические предсказания. Кроме того, удачный календарь способствовал не только практическим целям, но и подтверждал согласие между небом и империей.

Анализируя сохранившиеся астрономические записи на костях, по которым в Древнем Китае осуществляли гадания и предсказания, обнаруживают в Китае лунно-солнечный календарь с интеркаляцией лунных месяцев, восходящий к династии Шанг XIV века до н.э. Были разработаны различные схемы интеркаляции в ранних версиях календаря, включая 19-летний и 76-летний цикл фаз луны известные на западе как метонический и каллиптический циклы.

С самых ранних записей начало года приходилось на новолуние около зимнего солнцестояния. Однако выбор месяца для начала гражданского года варьировался со временем и территориально. В конце второго столетия до н.э. календарная реформа установила практику продолжающуюся до сих пор, которая требует, чтобы зимнее солнцестояние всегда приходилось на 11-ый месяц года. Эта реформа также систему интеркаляции, в которой новолуния сравнивались в 24 солнечными периодами. Однако вычисления основывались на усредненном движении, выводимом из циклических соотношений. Неравенства для вычисления движения луны были применены не ранее 7 века нашей эры, но солнечная средняя долгота использовалась для вычисления солнечных периодов до 1644 г.

Хотя эры отсчитывались от начала правления нового императора , Император мог также объявить новую эру произвольно во время своего правления. Это делалось, чтобы восстановить нарушенную связь между небом и землей, персонифицированную императором. Новая эра могла свидетельствовать о смерти императора, стихийных бедствиях, или неудачи астрономов при предсказании астрономических событий. В последнем случае, эра могла отмечать введение новой астрономической или календарной модели.

Циклы кратные 60 использовались для подсчета лет, месяцев, дней и долей суток, используя набор небесных ветвей и земных побегов.

Использование 60-дневного цикла наблюдается в самых ранних астрономических записях. 60-летний цикл был введен только в первом веке н.э. или немного раньше. Хотя такой подсчет дней перестал употребляться в настоящее время, он все еще табулируется в календарях. Западные астрономические теории проникали в Китай с иезуитскими миссионерами в 17-ом веке.

Последние материалы раздела:

Растут зубы толкование сонника Приснилось что зубы растут в несколько рядов
Растут зубы толкование сонника Приснилось что зубы растут в несколько рядов

В то время как потеря зуба во сне истолковывается сонниками крайне негативно, то, к чему снится, что вырос зуб, зачастую предвещает радость и...

Совместимость кролика и козы Близнец коза и лев кролик
Совместимость кролика и козы Близнец коза и лев кролик

В любви эти знаки должны быть счастливы, им легко принять друг друга, они похожи по характеру и образу жизни. В браке и муж и жена с удовольствием...

Чем характеризуется женщина, рожденная под знаком скорпиона
Чем характеризуется женщина, рожденная под знаком скорпиона

При описании вашего мужского психологического портрета астрологи анализируют как минимум 5 показателей из вашего личного гороскопа. Среди этих...